29.10.10Такой Казани мы еще не видели: 230 лет спустя! | Тимур ЛАТЫПОВ
Сегодня в Музее государственности РТ открывается выставка серии снимков Казани, сделанных в 1779 году при помощи камеры-обскуры – первые в истории виды нашего города, выполненные местными протофотографами. Работы представляет казанский архитектор и краевед, главный архитектор проектов ОАО «Казгражданпроект» Сергей Саначин.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ БУМ XVIII ВЕКА
- Сергей Павлович, какова генеральная идея выставки?
- Она очень проста – познакомить людей с Казанью XVIII столетия. Мы хорошо помним, каким был наш город в XX веке. Кое-что знаем об облике Казани XIX века, в основном, по фотографиям и рисункам Турнерелли, Турина, Дюрана, Раковича. А Казань предыдущая известна всего по двум (из достоверных) видам – Свечина и Люрсениуса, людей заезжих. А тут целая сюита из 23-х видов Казани XVIII века. Причем это не традиционно выполненные издалека панорамы. Мы видим город изнутри, застройку его улиц, архитектуру домов, копошащихся на улицах людей, даже животных.
От этой Казани мало что осталось, потому что дальше были два ужасных пожара – 1815-го и 1842 годов. Перед нами – послепугачевское возрождение города, на которое Екатерина II выделила гигантские деньги, а заодно и нового генерал-губернатора поставила – Платона Степановича Мещерского, и он устроил здесь строительный бум. Но сегодня от него осталось домов пять, в их числе нынешняя кардиологическая больница на улице Маркса (в перестроенном, правда, виде) и питейный дом на пересечении Маркса и Жуковского – ныне здание ТОЦ. Это так называемое петровское барокко, пришедшее в Казань с провинциальным запозданием.
ВО ВРЕМЕНА ДЕФИЦИТА АРХИТЕКТОРОВ
- Кем сделаны снимки?
- Это тоже любопытный момент. Они сделаны казанцами. Но не Юлием фон Каницем единолично, как иногда утверждается. Он был командиром Казанских гимназий, выражаясь по-нынешнему, - ректором. Такая особа не могла заниматься столь адски рутинной, трудоемкой, отнимающей много времени работой, – сидеть в закрытой промасленным холстом будке обскуры и делать в темноте обводку проецируемого изображения. По всей видимости, черновую работу выполняли гимназисты, а он выбирал виды, настраивал аппаратуру, делал доводку снимков на последней стадии.
Были предположения, что снимки сделал губернский архитектор Василий Ильич Кафтырев. Исключено. Это сейчас архитекторов девать некуда, а тогда он был единственным в Казани, с головой заваленным работой представителем этой профессии, без пяти минут губернским архитектором. То есть – приближенным к губернатору лицом, типа сегодняшнего министра строительства.
А об участии фон Каница в создании снимков следует из его переписки с близким другом – Гавриилом Романовичем Державиным.
ОРИГИНАЛЫ НИКТО НЕ ВИДЕЛ
- Камера-обскура все-таки - не фотоаппарат, правомерно ли называть эти изображения снимками?
- Еще как! Камеры-обскуры и стали фотоаппаратами после изобретения светочувствительных материалов. И не надо думать, что ими пользовались только всякие халтурщики, которые не умели рисовать, – это был инструмент почти всех видописцев, например, таких корифеев, как да Винчи и Дюрер.
- Как вы нашли снимки?
- По одному делу меня допустили к каталогу фондов Научно-исследовательского музея Академии художеств России. Как это принято, «заодно» покопал все о Казани. Но она там не значилась. Однако всплыли эти снимки, кстати, полностью анонимные (ни города, ни времени, ни автора), но – со знакомыми названиями улиц – Арская, Проломная, Заозерская. Оригиналы в руках я не держал – их берегут от простых смертных. На выставке – распечатки с цифровых снимков, купленных Союзом архитекторов Татарстана.
- Как думаете, если бы не этот, так скажем, случай, когда бы мы увидели эти работы?
- К Универсиаде, уж точно, нет. Так и лежали бы ни разу «не поднятыми», потому что для Петербурга Казань – не предмет интересов. |