Александр ГАВРИЛЕНКО
Почти ракетный трап медленно опускается, дверь плавно отъезжает в сторону… Судя по писку электроники и пыхтению сжатого воздуха, мы как минимум на одном из космических кораблей. Однако все не так страшно - я стал гостем первого российского высокоскоростного поезда "Сапсан", который совсем недавно - 30 июля - продлил свой путь от Санкт-Петербурга и Москвы до Нижнего Новгорода.
Накануне состоявшегося в субботу визита главы ОАО "РЖД" Владимира Якунина в Казань руководство Горьковской железной дороги пригласило татарстанских журналистов в Нижний Новгород. Одним из пунктов программы и стала поездка на скоростном поезде.
"Сапсан" - это высокоскоростной электропоезд серии "Velaro RUS" производства компании "Сименс", который способен развивать максимальную скорость 250 километров в час. Контракт на поставку 8 поездов серии "Velaro RUS" был подписан между ОАО "РЖД" и департаментом "Транспортные системы" компании "Сименс АГ" в мае 2006 года. Стоимость контракта - 276 миллионов евро. В апреле 2007 года был подписан договор на техническое обслуживание поездов в течение 30 лет на сумму 354,1 миллиона евро. С 17 декабря прошлого года этот поезд начал курсировать между Санкт-Петербургом и Москвой, выполняя ежедневно по семь рейсов между двумя городами. С 30 июля "Сапсаны" ездят между Нижним Новгородом и Москвой, отправляясь по два раза в день из каждого города. При этом один из нижегородских высокоскоростных поездов идет через Москву до Санкт-Петербурга.
В поезде 10 вагонов, из них два вагона первого, то есть бизнес-класса, семь вагонов второго, туристического, класса и вагон-бистро. Двери, разделяющие салон и тамбур вагона, - стеклянные, так что из хвоста состава видна даже кабина машиниста. Здесь тоже все не как в обычном тепловозе или электричке: вместо ручки управления - два джойстика. Да и взгляд у машиниста более уверенный - верный признак того, что его зарплата ненамного отличается от ставки начальника дороги. В общем, как ни крути, путь "Сапсана" - путь в будущее.
Впрочем, стеклянные двери - не единственное, что поражает воображение в этом поезде. Да его и поездом-то назвать трудно: везде - эргономичные самолетные сиденья, туалет - почти точь-в-точь как на воздушном судне, только более изящный.
По словам старшего мастера пункта оборота экипировки "Сапсана" Валерия Корнилова, всего в Нижнем Новгороде на этом поезде работает пять бригад. В рейс выходят начальник поезда, машинист, помощник машиниста и бортинженер, восемь проводников. Первые машинисты "Сапсанов" проходили обучение в Германии, а сейчас их готовят в специальном учебном центре в Санкт-Петербурге.
Двери закрываются, и проезд медленно набирает скорость. От специального пункта оборота экипировки "Сапсана" нам предстоит проехать около пяти километров до вокзала станции "Горький Московский". Сразу скажу, что до обычной скорости такого поезда - 160 километров в час - мы не разогнались. Однако отдали должное звукоизоляции и отсутствию всякого рода вибрации.
По словам начальника службы по связям с общественностью Горьковской железной дороги Левана Тодуа, лучше всего "Сапсаны" показали себя этим летом, когда из-за смога в обычных вагонах бороться с жарой не помогали даже открытые окна. В это же время в "сименсовских" поездах пассажиров радовали чистый воздух и прохлада от кондиционеров.
Пока мы разговариваем, рядом с нами накладывают последний макияж проводницы. Судя по их лицам и элегантному внешнему виду, пассажирам предстоит провести в пути одни из лучших часов в своей жизни…
- Я доволен результатом "Сапсана". Теперь от Москвы до Нижнего Новгорода можно доехать за 3 часа 55 минут. Могу вас заверить, что поезд пользуется популярностью у населения, - отметил на состоявшейся в этот день пресс-конференции начальник ГЖД Анатолий Лесун, добавив, что и это время может сократиться.
Впрочем, нынешних пассажиров и оно вполне устраивает.
- Еду в Москву, а если учесть дорогу из аэропорта и вечные московские пробки, то на этом поезде доеду гораздо быстрее, чем долетел бы самолетом, - говорит Олег Пархоменко.
Почти такое же мнение у Андрея Матюшина и Игоря Морозова:
- Отправляемся в Санкт-Петербург. Посчитали время в пути, дорогу из аэропорта... и решили ехать "Сапсаном".
Стоит отметить, что стоимость поездки в первом и втором классе отличается почти вдвое, а при покупке билета "туда и обратно" предоставляются дополнительные скидки. Именно поэтому Олег, едущий до Москвы первым классом, заплатил за это 5 тысяч рублей, а Игорь и Андрей, направляющиеся в Санкт-Петербург вторым классом - всего по 5 тысяч 400 рублей! Впрочем, стоимость билета на "Сапсан" зависит не только от класса вагона, но и от дня и даже времени отправления. В общем, при желании сэкономить сделать это будет совсем нетрудно.
Сейчас маршрут скоростного поезда соединяет Санкт-Петербург, Москву и Нижний Новгород. Однако не исключено, что вскоре "Сапсан" будет ходить и до Казани. О начале разработки технического обоснования такого проекта уже в этом году глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин заявил во время своего субботнего визита в столицу Татарстана.
«Время и деньги» №185 от 5.10.10 |