25.09.10Некуда бедному студенту джип поставить | Ирина ПЛОТНИКОВА
Аварий меньше, пострадавших больше - таков неутешительный итог проведения в Казани Всемирного дня без автомобилей. По данным ГАИ, 22 сентября количество ДТП в Казани сократилось примерно на 25 процентов, однако только в Вахитовском районе получили травмы 5 человек - это вдвое больше, чем в обычные дни. К счастью, обошлось без жертв.
Чем свободней улицы - тем выше скорость движения и серьезней аварии. С этой точки зрения самые "безопасные" в Казани - улицы, прилегающие к вузам. Проехать по ним уже сейчас трудновато, ведь дороги стали стоянками.
Автомобиль не роскошь?
Когда лет пятнадцать назад мой однокурсник-предприниматель приезжал в КГУ на сессию на своем джипе, он был единственным автомобилистом на всем курсе. Сейчас таких студентов в Казанском университете столько, что железным коням тесно, а подходящих "конюшен" при КФУ нет. Машины учащихся стоят на Кремлевской под знаками "Остановка запрещена" порой в два ряда, забивают до отказа улицу Нужина, Университетскую, сужают до предела одностороннюю улицу Профсоюзную.
Иногда найти свободный клочок асфальта водителям удается лишь на Чернышевского, Кави Наджми, у Черного озера. Те, кто торопится, бросают машины на тротуарах. А есть наглецы, которые встают в двух метрах от памятника Бутлерову на улице Пушкина. "Альтернативная" парковка ГУМа за 20 рублей в час молодежь не устраивает. "В нашей группе машины есть практически у всех, и, если бы была платная стоянка для студентов, скажем, за 300 рублей в месяц, тогда бы мы, может, платили", - рассуждает, сидя за рулем "Вольво", пятикурсник с юрфака.
- Реально нас могут спасти только многоуровневые стоянки на прилегающей территории - той же Профсоюзной, - комментирует ситуацию руководитель аппарата КФУ проректор Андрей Хашов. - Вопрос много раз обсуждался, но до 2012 года президентом страны введен мораторий на инвестиционные проекты вузов, а без вложений мы ничего построить не можем. Если закрыть проезд по Кремлевской, то машины затопят Профсоюзную и другие улицы.
У федерального вуза лишь три небольшие парковки со шлагбаумом. Пропуска выдаются "в зависимости от должности и заслуг" - то есть не всем преподавателям. Любопытно, что на каждой из официальных парковок оборудована мини-парковка для велосипедистов. Сейчас на ней всего один велик, но, по словам охранников, летом у второго корпуса выстраиваются по 10 - 12. Правда, приезжают на них преподаватели - с факультетов истории и ВМК.
Свои жмут на кнопку
Самая высокая парковка Казани, пожалуй, на холме КГФЭИ - из машины крыши домов видать. Строго говоря, парковки здесь сразу три: для руководства вуза, сотрудников и студентов. Две первые - под видеонаблюдением и охраной, но для заезда не нужно предъявлять пропуск. У каждого автомобилиста-преподавателя есть дистанционный пульт: нажал на кнопку - шлагбаум открылся. Студенческая стоянка - это просто неровный участок пустыря, заезд свободный, охраны нет, но снег зимой здесь убирают. По словам ребят, мест всем не хватает, приходится оставлять машины на улице Бутлерова и у подножия вузовского холма напротив "Гранд-отеля Казань".
"Я не готова отказаться от машины, из Московского района сюда добираюсь за 20 минут, а раньше на общественном транспорте в 2 - 3 раза дольше выходило", - говорит студентка КГФЭИ Альбина, недавно ставшая владелицей автомобиля "Хендай Гетц".
У зданий КГТУ (КХТИ) и аграрного университета на Карла Маркса студенческих парковок нет вообще. Результат этого можно наблюдать на улицах Толстого, Жуковского, Большой Красной, Карла Маркса и Горького. На первых двух пожарная машина не проедет - настолько сужен проезд. Да и пешеходу сложновато: машины оккупировали тротуар. Кроме "химиков" и "агрономов" здесь же паркуются студенты медуниверситета. А также сотрудники вузов.
"Профессоров на "преподавательскую" парковку пускают, доцентов - уже нет", - пожаловался корреспонденту "ВК" один из сотрудников КГТУ. По его словам, на территории вуза есть участок свободного асфальта - под окнами ректорского кабинета, но занимать его не дают. Официальная версия: пожарные запретили. |