17.09.10Чем больше шума, тем теплее батареи | Инна СЕРОВА
Неделю назад председатель комитета ЖКХ Алексей Фролов после заседания штаба по подготовке к зиме объявил, что Казань готова к отопительному сезону, за исключением домов, где завершается капремонт. Он сообщил журналистам, что отстающие подрядчики должны подготовить отопительные сети до 15 сентября. А 15 сентября выяснилось, что когда потребуется дать тепло, теплоноситель может в эти сети вовсе даже и не прийти, поскольку управляющие компании еще не расплатились с Таттеплосбытом по старым долгам.
История эта повторяется из года в год по одному и тому же сценарию. Деньги, которые жильцы добросовестно уплатили за отопление согласно разосланным управляющими компаниями счетам-фактурам, растворяются в воздухе, а поставщики тепла выколачивают свои кровные из недобросовестных посредников, угрожая оставить жилой фонд с холодными батареями. За лето сальдо по договорам Таттеплосбыта с УК должно было стать кредитовым, ведь деньги от жильцов поступают, а тепло на них не покупается. Однако, заявляют в Таттеплосбыте, с окончанием отопительного сезона казанские УК стали задерживать перечисление денег населения тепловикам. И сейчас они должны за тепло уже 262,2 млн рублей, из которых 146 млн - просроченная задолженность, а остальное - текущая, за август. Что особенно настораживает, объемы задолженности каждый год увеличиваются. К примеру, год назад она была ниже на 50 процентов.
"Там, где бизнес прозрачен и правильно построен, так не должно быть", - заявил журналистам замдиректора ОАО "Таттеплосбыт" Олег Зверев. Он не произнес впрямую обвинение в адрес управляющих компаний в том, что они, например, "прокручивают" деньги населения, вместо того чтобы добросовестно в положенный срок перечислять по назначению. Но ясно дал понять, что ни УК, ни горисполком не заинтересованы в том, чтобы информация о начислениях, платежах и состоянии их счетов стала достоянием гласности:
- В Набережных Челнах городской расчетный центр обеспечивает полную прозрачность в расчетах с населением... Там не только мы, но и любой жилец может в любой момент получить информацию по своему дому, сколько начислено, за что, сколько оплачено. Да и в других городах таких ситуаций не возникает. А в Казани мы не можем судить, каков уровень оплаты, знаем только со слов управляющих компаний, что он составляет примерно 96 процентов... Мы не можем проанализировать ситуацию... Мы неоднократно предлагали руководству Казани аналогичную челнинской схему, предлагали управляющим компаниям заключить информационные соглашения, и их руководители обещали это сделать. Но до сих пор ни одно соглашение не заключено, хотя эту идею поддерживает руководство республики.
Зверев уточнил, что закон не позволяет поставщикам тепла прекратить подачу тепловой энергии в жилые дома за долги, если они уже включили в них батареи, но не запрещает отодвинуть пуск тепла, если жилищники за него не заплатили. В Нижнекамске и других городах республики пуск тепла возможен уже на будущей неделе, а вот в Казани он может отодвинуться надолго. Например, в домах, где хозяйничает УК "Уютный дом", имеющая самый большой долг перед Таттеплосбытом - почти 91,4 млн руб. (из которых более 66 млн - просроченная задолженность).
А должники тем временем долги еще и увеличивают, судясь с Таттеплосбытом. Ведущий юрисконсульт компании Наталия Загребина говорит, что УК суды проигрывают, но упорно проходят все судебные инстанции, а в итоге поставщик тепла взыскивает долги уже с процентами за пользование своими деньгами (чем дольше не платишь, тем больше эти "пени"). Не приходится сомневаться, что ударит эта судебная деятельность в итоге по карману жильцов: а откуда еще управляющие компании возьмут деньги, чтобы оплатить судебные расходы и набежавшие проценты по долгам?
...Больше всего шансов остаться при деньгах и с горячими батареями у жителей Московского и Кировского районов, где, как говорят в Таттеплосбыте, управляющие компании стараются погасить долги. Жителям других районов остается надеяться, что после того, как они поднимут шум на весь город и засыплют жалобами все возможные инстанции, сработает привычная схема.
- До нас в межотопительный период обычно доходит 65 - 70 процентов платежей населения. Мы встречаемся с руководителями УК, ведем переговоры, но дело не сдвигается, - говорит Зверев. - А меняется ситуация в конце сентября, когда в управляющих компаниях почувствуют, что сейчас начнется прессинг со стороны населения...
"Вечерняя Казань" №114 от 17.09.10
|