24.08.10МАК включает ближний свет | Любовь ШЕБАЛОВА, Всеволод БОЙКО
Международный аэропорт «Казань» продолжает увеличивать количество авиарейсов в города стран СНГ. Помимо открывшегося в июне направления на Астану, с конца августа к списку рейсов добавятся полеты в Ош и Бишкек. Осуществлять их будет киргизская авиакомпания «Авиа Траффик Компани», которая намерена совершать три рейса в неделю при минимальной стоимости билета в 110 евро. Эксперты и участники рынка по-разному оценивают перспективность нового направления.
Вчера международный аэропорт «Казань» (МАК) сообщил об открытии новых регулярных рейсов в города Ош и Бишкек (Киргизия), которые будет осуществлять киргизская авиакомпания «Авиа Траффик Компани». По информации МАК, рейс Ош—Казань—Ош авиаперевозчик планирует выполнять два раза в неделю. Первый полет на данном направлении состоится 24 августа. С 30 сентября «Авиа Траффик Компани» откроет еженедельный рейс из Казани в столицу Киргизии Бишкек. Минимальный тариф на рейсы, которые будут совершаться на самолетах British Aerospace 146-200, заявлен в размере 110 евро (4,3 тыс. руб.).
Связаться с авиакомпанией не удалось — ее телефоны не отвечали. Гендиректор МАК Алексей Старостин рассказал, что открытие рейсов в Киргизию — «результат совместной работы» аэропорта и «Авиа Траффик Компани». По словам господина Старостина, аэропорт намерен восстанавливать некогда утраченные связи с бывшими советскими республиками, что обосновано «ростом пассажиропотока на данных направлениях». За семь месяцев нынешнего года в МАК по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошел рост пассажиропотока на 49% (всего было обслужено 510,39 тыс. пассажиров), при этом пассажиропоток на международных перевозках увеличился на 76%. Как сообщил господин Старостин, стремясь наладить авиасообщение со странами СНГ, аэропорт разослал коммерческие предложения различным местным авиакомпаниям. «Уже в нынешнем году удалось открыть рейс Астана—Казань, который с июня осуществляет местная казахская авиакомпания (Skat.—„Ъ“). Его загрузка — на уровне 60%»,— сказал он. На очереди, отметил господин Старостин, открытие воздушного сообщения с Минском — появление рейсов в этом направлении ожидается в нынешнем году.
Гендиректор МАК прогнозирует, что рейсы в Киргизию будут обеспечены «хорошим трафиком». Участники рынка и эксперты оценивают перспективность нового направления по-разному. Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что «аэропорт довольно объективно оценивает потенциал рынка перевозок ближнего зарубежья». «Можно прогнозировать его рост, связанный с восстановлением экономики после кризиса и тенденцией к укреплению деловых связей между бизнесменами государств СНГ»,— говорит он.
Гендиректор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев полагает, что «связи с бывшими советскими республиками обязательно восстановятся», поэтому налаживание воздушного сообщения в этих направлениях «можно расценивать только положительно». По его мнению, летать из Казани в Киргизию «могли бы, например, гастарбайтеры». «Когда авиакомпания „Татарстан“ (ранее господин Закаржаев являлся ее гендиректором.—„Ъ“) начинала летать в Душанбе и Худжант, она тоже слышала много скепсиса в свой адрес. Нас обвиняли чуть ли не в том, что мы собираемся возить наркотики. А сейчас это одни из самых загруженных линий»,— отмечает господин Закаржаев.
«Я в целом скептически отношусь к данному направлению. Не думаю, что будет спрос — не вижу потенциального пассажира»,— сказал гендиректор ОАО «Ак барс Аэро» Петр Трубаев. Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов также полагает, что «добиться успеха на этом направлении будет сложно из-за тяжелой политической обстановки в Киргизии и малого количества потенциальных пассажиров с обеих сторон». «Скорее всего, „Авиа Траффик Компани“ просто не смогла выйти на московский рынок перевозок из-за высоких цен за вход и конкуренции со стороны других авиакомпаний,— отмечает эксперт.— Теперь на региональном рынке она будет рассчитывать на формирование пассажиропотока из соседних регионов, где пассажиры по каким-то причинам не желают лететь через Москву».
Господин Пантелеев предполагает, что «при заявленных параметрах один рейс будет обходиться авиакомпании в 10-15 млн рублей». «Планы по загрузке рейсов на 60% довольно реалистичны, но при заявленных ценах на перевозку и частоте перелетов проект будет на грани окупаемости. Добиться его коммерческой эксплуатации можно только за счет увеличения частоты рейсов»,— резюмирует он.
"Коммерсант. Волга-Урал" №153 от 21.08.10 |