24.06.10Ту-214 вновь пойдет в серию? | Тимур ЛАТЫПОВ
История с неожиданным прекращением строительства на КАПО самолетов для авиакомпании "Трансаэро" получила продолжение. Лизинговая компания ОАО "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) выкупает у ОАО "Финансовая лизинговая компания" (ФЛК) права лизингодателя на три уже сданных "Трансаэро" Ту-214 и не исключает дальнейших поставок этих лайнеров авиаперевозчику. В "Трансаэро" заявили, что претензий к самолету не имеют и готовы полностью выполнить свои обязательства по контракту.
И "бумажные" самолеты взамен
Напомним, что контракт на поставку в интересах "Трансаэро" пяти Ту-214 (единственный серийный продукт КАПО последних лет) с опционом еще на пять машин ФЛК и КАПО подписали в феврале 2005 года. Сдачу первого Ту-214 назначили на декабрь 2005 года, следующих четырех - на 2006, и еще пяти - на 2008 год. Однако производство почти сразу вышло за рамки графика (главной причиной ФЛК называла задержки с поступлениями бюджетных субсидий): первый Ту-214 "Трансаэро" получила в апреле 2007 года, второй - в ноябре 2008-го, третий - в октябре 2009-го. На церемонии приемки крайнего самолета технический директор "Трансаэро" Михаил Коробович рассказал "ВиД", что Ту-214 показал хорошую экономическую эффективность. Следующий Ту-214 авиакомпания намеревалась получить к концу 2010-го.
Но 13 апреля этого года президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) Алексей Федоров заявил, что из-за большой стоимости платформы Ту-214 ОАК решила больше не строить коммерческие самолеты на этой базе, оставив только спецмодификации (например, для военных или президентского летного отряда "Россия").
"Производство самолетов Ту-214 для авиакомпании "Трансаэро" нерентабельно. И мы приостановили производство этих самолетов. Их себестоимость очень высока и для коммерческих поставок труднореализуема", - рассказал Алексей Федоров РБК daily. В то же время он отметил, что контракт с "Трансаэро" не прекращен и остается в силе - авиакомпании будет предложена замена - Ту-204СМ или МС-21 (отметим, что их еще нет в природе). Но в "Трансаэро", как выяснилось, заинтересованы в Ту-214. И, как заявил тогда же директор по связям с общественностью "Трансаэро" Сергей Быхал, авиакомпания не получала от ОАК уведомлений о прекращении производства Ту-214. По словам источника АвиаПорт.Ru в отрасли, в "Трансаэро" к идее о Ту-204СМ "отнеслись холодно".
Интересно, что генеральный директор КАПО Васил Каюмов озвучил иную версию прекращения работ для "Трансаэро". По его словам, ФЛК уже давно не платит за постройку самолетов, поэтому их, скорее всего, отдадут другому заказчику, например, военным. Однако Сергей Быхал сообщил, что лизинговые платежи за эксплуатацию трех Ту-214 перечисляются исправно.
Бюрократический проект
И вот, как сообщил 22 июня АвиаПорт.Ru, ИФК выкупает у ФЛК права лизингодателя на три уже поставленных "Трансаэро" Ту-214. Сергей Быхал подтвердил, что "права лизингодателя на три построенных самолета Ту-214 могут перейти от ФЛК к ИФК", но от дальнейших комментариев отказался. Немногословен был и генеральный директор ИФК Александр Рубцов: "Мы сейчас договариваемся". Интерес своей компании в сделке он объяснил тем, что "ИФК рассматривает различные варианты для развития и расширения своего бизнеса". Источник "АвиаПорта" в авиаотрасли рассказал, что сделку между ИФК и ФЛК профинансировала ОАК: "ФЛК нужно провести платежи по коротким кредитам, поэтому ИФК выкупила у ФЛК три самолета, ОАК выделила на это средства". Добавим, что сейчас ОАК разруливает ситуацию с ФЛК, которая разместила еврооблигации на $250 миллионов, но перестала платить по купонам, в результате чего держатели бумаг обратились в Правительство России.
Продолжит ли КАПО строительство для "Трансаэро" (двух Ту-214 по контракту и пяти - по опциону), а, по сути, получается, и серийное производство гражданской авиатехники? "Продолжение строительства самолетов будет зависеть от "Трансаэро", - подчеркнул Александр Рубцов, заметив, что "мы прорабатываем вопрос поставки новых самолетов как с Казанского, так и с Ульяновского авиазаводов". Гендиректор ульяновского ЗАО "Авиастар-СП" Сергей Дементьев сообщил "АвиаПорту", что о возможности строительства на его предприятии Ту-204 в интересах "Трансаэро" он не слышал.
В пресс-службе "Трансаэро" заявили: "У "Трансаэро" четкая позиция: авиакомпания готова в полном объеме выполнить контракт на поставку самолетов Ту-214. Мы неоднократно заявляли, что самолет обладает высокими летными качествами, что он успешно эксплуатируется на внутрироссийских и зарубежных маршрутах "Трансаэро"… Что касается претензий, то в авиакомпании обратили внимание на проблему заводского сопровождения самолетов: "Наша авиакомпания сталкивается с проблемой отсутствия запасных частей и крупных агрегатов к Ту-214. В результате на замену этих самолетов приходится ставить суда иностранного производства".
Не знаю, как у вас, а у меня деятельность ОАК вызывает только ощущение намеренно бюрократического проекта, решающего какие-то свои проблемы, не имеющие ничего общего ни с авиастроением, ни с авиаперевозками. Думаю, шедшее не первый год производство обкатанного, востребованного авиаперевозчиком самолета вполне реально было сделать рентабельным, то есть массовым, конечно - через непростой труд по модернизации предприятия. Но зачем? Ведь из года в год обещать авиакомпаниям все новые и новые несуществующие модели самолетов гораздо проще.
"Время и деньги" №1113 от 24.06.10 |