02.06.10Давайте вместе бороться с пробками | Инна СЕРОВА
В начале года глава УГИБДД Татарстана Рифкат Минниханов предложил радикальный метод борьбы с пробками на казанских дорогах: сделать въезд в город платным. Устранить таким образом причину заторов - интенсивность движения, которая в Казани превышает норму в 2 - 3 раза.
Способ, что и говорить, радикальный. А некоторые казанцы, кто в шутку, а кто и всерьез, предлагают еще законодательно запретить управление транспортными средствами представительницам слабого пола, мол, при нынешнем количестве автоледи это как раз вдвое снизит интенсивность движения. Но если без шуток, то возникает вопрос: почему предлагаемые "сверху" меры по борьбе с пробками не идут дальше запретительных? Надежды на будущее не в счет: казанцам обещали построить дорожные развязки к Универсиаде, но, во-первых, до 2013 года тоже как-то ездить надо, а во-вторых, развязки не решат проблему, если транспортным потокам с них будет некуда "растекаться".
К примеру, в час пик встает движение на съезде с Ленинской дамбы - на улице Декабристов. В 2008 году в связи со строительством жилого дома закрыли улицу Рабочую - разбитую грунтовку, по которой часть машин объезжала пробку. Дом построили - дорогу не открыли. Много лет ведут в тупики улицы Солдатская и Абсалямова, хотя должны разгружать основные магистрали. Чтобы они заработали, не нужно ждать денег Универсиады - достаточно открыть проезды.
Другой пример. Движение на улицах Астрономической и Лобачевского парализуют не только припаркованные с нарушениями автомобили, но и два нерегулируемых пешеходных перехода - на Баумана и на перекрестке Лобачевского - Кремлевская. На них пешеходы от машин еле уворачиваются, а автомобилисты подолгу ждут "окошко" в вялотекущем потоке людей. Поставить там светофоры - куда дешевле, чем развязки построить, а ситуация изменилась бы в корне.
Правда, в городской ГАИ говорят, что светофор в конце подъема на Лобачевского ставить нельзя - тогда, мол, зимой остановившиеся на красный машины будут скатываться вниз. Но без светофора там то и дело возникает самая опасная ситуация, когда, пропустив пешеходов, машины трогаются, но внезапно появляется следующий пешеход, и все снова встают. Именно в этот момент неопытные и зазевавшиеся катятся вниз, а по сигналу светофора им тронуться на подъеме было бы легче!
Выделенные полосы для общественного транспорта в одних местах разгрузили дорогу, а в других - усугубили проблему. С учетом очередей на левый поворот на некоторых участках улиц Декабристов, Чистопольской, проспектов Ямашева и Ибрагимова для движения основного потока остается одна полоса. В час пик она встает. Вопрос: почему решение о выделенных полосах приняли без анализа ситуации на каждом участке дороги?
На улицах Островского, Пушкина, К. Маркса, Булаке - всюду в центре, где есть выделенные полосы для общественного транспорта, эти полосы под завязку забиты стоящими автомобилями.
А пробка, в которой ежедневно замирают улица Павлюхина и Оренбургский тракт? Чем не доказательство, что современные дороги и развязки не панацея? Рядовые водители знают: заторы на Павлюхина - искусственного происхождения, единственная их причина - регулярная организация в час пик "зеленой улицы" большим чиновникам.
В республиканской ГАИ назвали основные, на взгляд специалистов, пять причин дорожных заторов. Проведение в городе массовых спортивных и коммерческих мероприятий без согласования с ГАИ - инспекторам лишь остается "растаскивать" пробки, что называется, постфактум. Развернутое в преддверии Универсиады строительство дорожных развязок на ключевых магистралях. Низкая культура водителей и пешеходов: первые даже при мелких ДТП часами ждут приезда ГАИ, вместо того чтобы оформить дело ускоренным путем и освободить дорогу, а вторые, усвоив, что их права закон стал защищать лучше, теперь идут по переходам не иначе как вразвалочку. Повальная установка камер видеофиксации, которая существенно замедлила движение транспортных потоков. И беспорядочная парковка машин на дорогах. Этот "вид сверху" на казанские дороги нам всем в общем-то знаком. Он, может, и правильный, но - сверху же.
А вот в Москве власти попробовали посмотреть на пробки глазами тех, кто в них стоит. Там при поддержке правительства Москвы и федерального агентства по делам молодежи работает общественная организация "Московский центр борьбы с пробками". Недавно этот центр открыл в Интернете сайт, куда москвичей просят направлять свои мнения и идеи, как разрешить зашедшую в тупик ситуацию в конкретных точках наиболее дешевым и быстрым способом. И предложения пошли: где-то водители подсказали, что надо открыть проезд, где-то - изменить режим работы светофора, где-то - спрямить дорогу, положив несколько квадратных метров асфальта...
"Вечерняя Казань" №68 от 2.06.10 |