19.05.10Кремль дождался сладостного мига | Всеволод БОЙКО
УФАС по Татарстану возбудило дело в отношении «Казанского хлебозавода №3», размещающего на упаковках чак-чака надпись «Казанский кремль» и его изображение, зарегистрированные за музеем-заповедником. Директор кремля Рамиль Хайрутдинов заявил, что не инициировал разбирательство в УФАС, поскольку музей-заповедник заинтересован в заключении договоров с компаниями, использующими бренды. Однако хлебозавод узнал о незаконном использовании товарных знаков только из письма УФАС и уже подписал договор с кремлем. УФАС между тем возбудило аналогичные дела в отношении банка «БТА-Казань» и Акибанка.
Вчера УФАС по Татарстану приступило к рассмотрению дела в отношении ОАО «Казанский хлебозавод №3» по признакам нарушения федерального закона «О защите конкуренции». Поводом для возбуждения дела послужил выпуск заводом двух видов чак-чака — под марками «Книжка» и «Кремль», на упаковках которых присутствует надпись «Казанский кремль», а также изображение его панорамы и памятников ансамбля. Напомним, государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский кремль» в конце прошлого года заявил, что стал правообладателем 18 товарных знаков с изображением и упоминанием Казанского кремля и его памятников. В их число, в частности, вошли виды кремля и находящихся на его территории архитектурных объектов, словосочетание «Казанский кремль» на русском, английском и татарском языках, а также слова «Сююмбике» и «Кул-Шариф». Директор музея-заповедника Рамиль Хайрутдинов тогда сообщил „Ъ“, что бренды могут быть использованы при производстве более чем 20 классов товаров и услуг.
Вчера господин Хайрутдинов заявил, что кремль не является инициатором разбирательства в УФАС. «На сегодняшний день музей не заявлял и не имеет претензий ни к хлебозаводу, ни к другим компаниям, использующим наши торговые марки»,— сказал он. По словам директора музея-заповедника, с предприятиями, которые используют зарегистрированные бренды, кремль «ведет или будет вести переговоры о заключении договоров». «Для музея-заповедника это наиболее логичный сценарий, поскольку мы рассчитываем на выплаты, которые пойдут на сохранение наследия музея-заповедника, а из штрафов финансовой выгоды не извлечем»,— отметил он.
Однако вчера на рассмотрении дела представитель хлебозавода Алсу Гарафутдинова сообщила, что компания узнала о принадлежности товарных знаков кремлю только из письма УФАС, полученного 19 апреля. Она рассказала, что уже через два дня — 21 апреля предприятие обратилось с заявкой о заключении лицензионного договора к авторскому агентству «Артпатентъ», которое представляет интересы Казанского кремля. Два дня назад хлебозавод и музей-заповедник заключили лицензионный договор на использование товарных знаков №1. Руководитель коммерческой службы предприятия Газиз Халиков пояснил, что договор заключен на один календарный год, в течение которого предприятие будет производить лицензионные выплаты, исходя из частоты использования изображения. Раскрыть размер выплат и объемы производства продукции под брендом кремля он отказался, сославшись на коммерческую тайну. В результате заместитель руководителя УФАС Евгений Костюшин решил отложить рассмотрение дела, объяснив, что «мы хотим услышать позицию правообладателя торгового знака — Казанского кремля, представитель которого был приглашен, но не явился на заседание». Договор, как сообщил журналистам господин Костюшин, будет внимательно изучен. Директор кремля факт его подписания „Ъ“ вчера подтвердил.
Между тем заместитель руководителя УФАС рассказал, что ведомство возбудило еще два дела о незаконном использовании торговых знаков, принадлежащих кремлю,— против банка «БТА-Казань» и Акибанка. Они размещали бренды на наружной рекламе. Дата рассмотрения дел пока не назначена. В банках комментарии вчера получить не удалось. Господин Хайрутдинов подтвердил, что музей-заповедник вел консультации с Акибанком и «БТА-Казань», но подчеркнул, что «речь о подготовке соглашения с ними пока не идет». «Мы провели мониторинг и выявили практически все организации в Татарстане и за его пределами, их около трехсот, использующие зарегистрированные нами бренды»,— сказал он. Список компаний не оглашается. Ранее директор кремля заявлял „Ъ“, что бренд используют такие крупные предприятия как ОАО «Вамин Татарстан» и ОАО «Татспиртпром», а также множество производителей сувенирной продукции.
Вчера он сообщил, что уже заключены соглашения об использовании изображения или наименования кремля с издательским домом «Титул-Казань» и ПАТП-4, однако их подробности не раскрываются. Объем средств, которые музей-заповедник намерен получать в качестве выплат, также не раскрываются. «В каждом конкретном случае подход будет индивидуальным — муниципалитету или министерству культуры Татарстана мы можем предоставить право безвозмездного использования торговых знаков,— сказал господин Хайрутдинов.— Но если какие-то организации, несмотря на все проведенные нами семинары и уведомления, не пойдут на диалог, музей готов отстаивать свои права в суде».
"Коммерсант. Волга-Урал" №87 от 19.05.10 |