В Москве на заседании рабочей группы по модернизации моногородов обсуждались инвестпроекты Набережных Челнов и Камских Полян. В июле нынешнего года министерство регионального развития России должно представить в федеральное правительство программу модернизации экономики моногородов – тех, у которых из-за кризиса обострились проблемы с градообразующими предприятиями. Решить их проблемы, с точки зрения чиновников, поможет создание федерального агентства и специализированного банка.
ДАЛЬШЕ 2015 ГОДА НИКТО НЕ ЗАГЛЯДЫВАЕТ
Список российских моногородов был утвержден еще в декабре 2009 года антикризисной комиссией первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. Уже подготовлены три проекта постановлений о выделении помощи моногородам, рассказал зам. министра регионального развития Юрий Осинцев, а остальные 24 программы будут готовы в июне.
В нынешнем году из федерального бюджета правительство РФ планирует потратить на моногорода 27 млрд. рублей: по 10 млрд. — субсидии на инфраструктуру и бюджетные кредиты, 5 млрд. — дотации из фонда ЖКХ, 2 млрд. — средства федеральной целевой программы по поддержке малого и среднего бизнеса.
Осинцев говорит: "Основной вывод, который мы сделали из уже представленных городами 27 программ, — сегодня нет четкого института планирования и проектирования экономики российских городов". Зам. министра уверяет, что, к сожалению, региональные и муниципальные власти вообще не строят стратегических планов: "Дальше 2015 года никто не заглядывает". Поэтому минрегион намерен предложить создать специальный проектный институт с госучастием – это может быть или государственное агентство, или фонд. Сейчас министерство консультируется с банками и инвестиционными компаниями. Осинцев говорит: "Мы обсуждаем, как правильно сформировать этот институт, который был бы помощником муниципалитетам в подборе проектов".
БАНК ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ
Новому агентству, если оно будет создано, потребуется финансовая инфраструктура. Эту задачу призван помочь решить банк городского развития. Но сегодня, по банковской терминологии, муниципалитет как заемщик некомпетентен. С точки зрения Осинцева, эту техническую функцию мог бы взять на себя ВЭБ, там может быть выделено специальное подразделение по работе с городами. Нужны длинные деньги, не требующие сложного залога, сказал зам. министра: "Опыт ВЭБа в этом случае очень важен, госкорпорация уже несколько лет реализует проекты на условиях государственно-частного партнерства".
Этот банк городского развития может быть сформирован по аналогии с Россельхозбанком, основная его задача — обеспечить внебюджетное финансирование строительства доступного жилья, социальной и инженерной инфраструктуры, а также контроль за расходованием бюджетных средств. Банк городского развития поможет и коммунальным предприятиям: будет развивать систему учета их ресурсов, именно через этот банк они смогут проводить свои расчетно-кассовые операции.
Но для этого у нового банка должна быть поддержка государством его кредитоспособности, кроме того, его надо освободить от регулирования ЦБ. Банк городского развития, уверен Осинцев, должен иметь возможность распределять средства господдержки в виде грантов или субсидировать процентную ставку муниципалитетам, и, кроме того, заключать договоры с региональными или муниципальными администрациями – причем, без конкурса.
В ВЭБе известно, что обсуждается идея создания нового банка. Но здесь говорят: "Для госкорпорации это новая нагрузка, которая требует новых средств".
ЕЩЕ ОДНА БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
Президент института экономики города Надежда Косарева считает, что идея с банком городского развития – хорошая идея. Но ВЭБу следует разработать стандарты и процедуры кредитования коммунальной инфраструктуры в городах, чтобы потом их использовали и другие банки. Что же касается стратегических планов развития — это функция муниципалитетов. Косарева говорит: "Если сам муниципалитет не решит, что ему нужна стратегия, все насильно написанные превратятся в стопку резаной бумаги".
Директор института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что проблема моногородов не решается созданием еще одной бюрократической структуры — агентства или фонда, есть менее затратные формы координации. А вот новое агентство — это еще один шаг в сторону централизации: "Но, к сожалению, российские министерства думают только в парадигме перетягивания на себя дополнительных полномочий. Это зря — они и так не справляются с уже существующими".
Глава администрации Пикалево Сергей Вебер подтверждает: "В государственных структурах очень долго принимаются решения, не факт, что появление новой структуры ускорит процесс".
МАСШТАБНОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ
В программу минрегионразвития РФ будут включены и предложения по законодательному регулированию административных процедур для бизнеса и правил землеотведения. Возможно даже масштабное переселение жителей убывающих городов. Механизмы тут могут быть использованы разные. Один из них, например, — взаимодействие с АИЖК (как раз сейчас агентство работает над пилотным проектом по переселению жителей Тольятти в Тихвин).
Еще один механизм и стимул для переселения — предоставление переезжающим жилья в аренду по льготным ценам. Осинцев говорит, что сегодня обсуждаются разные варианты выхода государства на рынок аренды жилья, возможно, через Фонд содействия развитию жилищного строительства.
Еще один вариант — помочь населению убывающих городов быстрее добираться до нового места работы. Так, сейчас обсуждается проект скоростной железной дороги между Вятскими Полянами и Казанью.
"БИЗНЕС Online" от 29.04.10 (по материалу газеты "Ведомости") |