21.04.10Аэровокзал снесут | Тимур ЛАТЫПОВ
Да, хорошо знакомый многим Терминал 1 казанского аэропорта исчезнет. Но вот что мы увидим на его месте? На каких самолетах и куда будем летать из столицы Татарстана? О будущем ОАО "Авиакомпания "Татарстан" (АКТ) и ОАО "Международный аэропорт "Казань" (МАК) вчера говорили на брифинге в Кабинете министров РТ.
Что построят
Немецкая компания "Фрапорт АГ" разработала для нашего аэропорта план реконструкции (проектировщик - болгарское ООО "Энергопроект" совместно с ЗАО "Казанский Гипронииавиапром), три этапа которой будут проходить до 2025 года, рассказал генеральный директор МАК Алексей Старостин.
Первый этап оценивается минимум в $32 миллиона: до октября 2011 года построят Терминал 1А, цех бортового питания, многоуровневую автостоянку, здание авиационно-диспетчерской службы, центральную пожарную и аварийно-спасательную станцию. При этом начальник отдела экономики, финансов и управления государственным имуществом Аппарата Кабмина РТ Руслан Шакиров призвал не экономить на качестве материалов: "Строить так строить!"
Второй этап продлится до конца 2012 года и предполагает снос существующего Терминала 1, строительство на его месте Терминала 1В, возведение многоуровневой стоянки на 500 машин, отеля, мастерских для обслуживания и ремонта самолетов, грузового и топливозаправочного комплексов, а также очистных сооружений. Стоимость всего этого великолепия можно будет назвать по окончании ведущегося ныне проектирования.
Третий этап - возведение Терминала 3. Впрочем, его будут строить в случае оправдания прогнозов на рост пассажиропотока. С вводом этого терминала МАК сможет обслуживать до 5,2 миллиона пассажиров в год.
Хаб и деловой аэропорт
Пока же МАК надеется на то, что в 2010 году через него пройдет рекордное количество пассажиров - 1 миллион. Вообще же план на этот год предусматривал 768 тысяч пассажиров (+13,7% по отношению к прошлому году), но рост объемов перевозок в первом квартале превзошел ожидания (+54,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Соответственно, увеличилась и выручка аэропорта - 126 миллионов рублей против 95 миллионов за первые 3 месяца 2009 года (за 2010 год думали выручить 580 миллионов рублей, но теперь надеются на большее). Росту поспособствует и оптимизация аэропорта как удобного пункта пересадки для транзитных пассажиров. В ближайших планах - открытие регулярных рейсов в Хельсинки, Бишкек, а также полеты в Испанию, Грецию, Болгарию, Таиланд. Так что, возможно, не зря Руслан Шакиров обрисовал будущее МАК как хаба европейского уровня и с европейскими перевозчиками (пару лет назад от этой идеи вроде отказались, надеясь лишь на роль лидера регионального значения). По словам Руслана Шакирова, все это означает, что МАК станет "экономической точкой притяжения" и территории между Казанью и аэропортом станут активно застраиваться, например, логистическими предприятиями.
Словом, инвестор реконструкции - болгарская компания Bulgarian Aviation Group - не пожалеет. Как сообщил Руслан Шакиров, в ближайшее время будет создано соответствующее совместное предприятие: Татарстан внесет в его уставной капитал имущество аэропорта "Казань", болгары - $50 миллионов. Уставный капитал СП - 3 миллиарда рублей, Татарстан и болгарская компания будут владеть по 50% акций. Кроме того, ожидают, что из федерального бюджета на реконструкцию полосы, рулежных дорожек и перрона будет выделено 6 миллиардов рублей.
Еще раз напомнили о строительстве между Казанью и аэропортом железнодорожной ветки, улучшении работы автобусов и такси. Кроме того, отвечая на вопрос "ВиД", Алексей Старостин заметил, что в перспективе ожидается оживление авиации общего назначения и, в частности, рынка деловой авиации, под нужды которой планируется отдать нынешний Терминал 2.
Возможно, и казанские самолеты
Более масштабному выходу Казани на международный рынок регулярных воздушных перевозок будет способствовать и деятельность в этом направлении авиакомпании "Татарстан". Сегодня в АКТ идет процесс сертификации, которая откроет перед компанией новые возможности. По словам Руслана Шакирова, инвестор - все та же Bulgarian Aviation Group - вложил в модернизацию АКТ около 700 миллионов рублей. Какова будет поддержка Татарстана, определят после создания соответствующего совместного предприятия, что должно произойти в ближайшее время.
Пока же, по словам генерального директора авиакомпании "Татарстан" Валерия Портнова, на прибыль рассчитывать тяжело. Но можно. Если в прошлом году АКТ перевезла 577 тысяч пассажиров, то, предполагается, на следующий год их будет 700 тысяч.
Большие надежды связывают с приобретением новых самолетов. Сегодня в парке авиакомпании три Як-42, два Ту-154 и пять Boeing. Генеральный директор уверен, что кризис рано или поздно пройдет и люди вновь начнут летать, поэтому современные самолеты - необходимость. Первые два новичка точно будут Boeing семейства Classic, а дальше акционеры компании решат, что приобретать, - Airbus, Embraer или те же Boeing. Но, как заметил Валерий Портнов, наиболее близкий нам вариант - SuperJet фирмы Сухого. В связи с этим нельзя было не вспомнить о переговорах между АКТ и ОАО "Туполев" о приобретении казанской авиакомпанией двух ближнемагистральных лайнеров Ту-334. Как рассказал "ВиД" Валерий Портнов, с "Туполевым" проведены переговоры, была презентация самолета для коллектива авиакомпании. Машины осталось "досертифицировать", а потом решение - приобретать или нет - будут принимать акционеры. "Я не сидел за штурвалом этого самолета, но если его технические характеристики подтвердятся в ходе ежедневной эксплуатации, то он - не хуже "Боингов", - отметил Валерий Портнов.
Из ближайших новостей - 1 мая "Татарстан" выполнит первый регулярный рейс из Казани в Прагу.
"Время и деньги" №70 от 21.04.10 |