16.04.10А я иду, шагаю в магазин | Валентина ПАХОМОВА
В Казани еще три года назад решили создать сеть магазинов шаговой доступности. В мэрии обещали владельцам киосков - тех, что планировалось снести, - предоставить возможность приобрести с аукционов по невысоким ценам помещения на первом и цокольном этажах под магазины мелкорозничной торговли. Магазины шаговой доступности в Казани есть, но их, как говорится, где густо, а где пусто.
А ведь дело было дошло до того, что казанцам, живущим в центре, приходилось ездить за хлебом, солью, молоком в супермаркеты. Неудобства испытывали и жильцы новых многоэтажек: дома строились, а магазины - нет. По типовому проекту, разработанному казанскими специалистами года три назад в соответствии с ГОСТом, общая площадь небольшого торгового комплекса, расположенного примерно в радиусе 500 - 700 метров от жилого массива, должна быть порядка 150 квадратных метров. Из них торговая, рассчитанная, кстати, на обслуживание одновременно 30 покупателей, - 90 квадратных метров, а на остальных 60 квадратных метрах - складские помещения с холодильным оборудованием, санузел и комната для персонала.
Что касается ассортимента, то в продовольственном отделе обязательно (согласно республиканской программе, касающейся создания магазинов шаговой доступности) наличие товаров первой необходимости: хлебобулочных изделий, мясных, молочных и гастрономических продуктов, фруктов и овощей. Но и непродовольственным товарам, например бытовой химии, газетам, журналам, канцтоварам, нужно было выделить место на прилавке. И хорошо бы, напутствовали предпринимателей в комитете торговли и потребительских услуг исполкома Казани, чтобы у покупателей была возможность прямо в магазине отремонтировать обувь и мобильные телефоны.
Так вот на сегодняшний день в Казани торговые площади неравномерно распределены не только между районами, но и в микрорайонах. В Авиастроительном районе, например на улице Максимова, есть и "Пятерочка", и "Эдельвейс", приспособившие цокольные этажи жилых домов под магазины. И жильцы многоэтажек на улице Ленинградской "Пятерочкой" довольны. В отдаленном от центра города микрорайоне "Жилплощадка" магазины шаговой доступности тоже открылись на нижних этажах жилых домов. А вот на Вересаева - ни одного магазина. Обитателям частных домов приходится ходить за продуктами в соседний микрорайон или ездить в супермаркеты.
В поселке Сухая Река на улице Песочной - только частные дома, а магазин шаговой доступности и минимаркет "Факториал", что на конечной остановке автобуса №37, стоят друг от друга на расстоянии километра. "Да я уже привыкла каждый день ходить пешком в магазин. Он, слава Богу, работает регулярно с утра до позднего вечера. Поэтому много продуктов не беру, - рассказала нам пожилая женщина. - А в минимаркете ассортимент небольшой". По ее словам, раньше и в продмаге чего надо было не купишь. Ходили на рынок "Уныш", но его закрыли. Теперь в продмаге новый директор, он каждый день завозит хлеб, молочные продукты и овощи.
- Я три месяца назад выкупил магазин у бывшего хозяина и теперь кручусь как белка в колесе. С поставкой продуктов проблем нет, оптовики сами возят все, что я им заказываю, причем без предоплаты. Проблемы в другом - много было волокиты с оформлением договоров аренды земельного участка и поставщиками коммунальных услуг, - говорит директор Анатолий Акифьев. - Когда приобрел продмаг, пришлось продлевать договор аренды в комитете земельных и имущественных отношений. Пока продлевал, коммунальщики отключили воду. Да и денег ушло немало, чтобы привести помещение магазина в соответствие с требованиями ГОСТа.
Как в любом другом магазине шаговой доступности, директор обязан нести социальное бремя, то есть не завышать более чем на десять процентов торговую наценку на так называемые социальные товары для малообеспеченных граждан: хлеб, молоко, крупы, соль, сахар. И никаких скидок на оплату коммунальных услуг, никаких субсидий, льготных кредитов, на которые рассчитывали предприниматели, когда открывали магазины шаговой доступности.
На улице Рахимова в поселке Левченко магазин "Продукты", расположенный на нижнем этаже многоэтажки, открыла еще лет десять назад одна казанская фирма по просьбе бывшей главы Московского района Гузалии Минкиной. Тогда в микрорайоне не было ни одного продовольственного магазина. "Торгуем всем понемногу, даже моющие средства и туалетную бумагу завозим. Все раскупается, кроме фруктов и овощей, поэтому мы их перестали завозить, - объяснила директор продмага Лариса Галимова отсутствие на прилавке витаминной продукции. - Наши покупатели говорят, что яблоки и огурцы сами выращивают".
На другом конце города - в поселке Константиновка, присоединенном несколько лет назад к Казани, нас порадовал новенький магазин, в котором кроме так называемых социальных товаров есть и фрукты-овощи, и выпечка. Причем цены на некоторые продукты ниже, чем в казанских гипермаркетах. В поселке есть еще небольшой универсам "Алия" и магазин "Пестречинка". "За свежим хлебом и выпечкой я всегда хожу в магазин шаговой доступности, остальные продукты покупаю в "Пестречинке", - сказала нам жительница поселка Тамара Каюмова, с которой мы встретились в магазине. - В нашем поселке другие проблемы - автобусы в город ходят очень редко и нет амбулатории".
Много продмагов открыли в последние годы в Азино и в центральной части Советского района. На улице Академика Губкина, например, два магазина шаговой доступности, на соседней улице Академика Арбузова - три. Тем, кто живет на Космонавтов, тоже не надо ехать за молоком, хлебом и солью далеко. На этой улице есть два продмага и молочный. "Вот если бы они еще и закрывались попозже. Я возвращаюсь с работы после девяти вечера, в это время ни один магазин не работает. Вынужден идти на Сибирский тракт в "Бахетле", - пожаловался житель пятиэтажки на Космонавтов Андрей Савичев.
"Вечерняя Казань" №45 от 15.04.10 |