15.04.10Огонь, вода и самое безопасное метро | Марина ЮДКЕВИЧ
Этим утром завершилась последняя из беспокойных апрельских ночей в казанском метро. После терактов в Московском метрополитене не только патрульно-постовая служба перешла на круглосуточный режим работы. Ночью, когда казанскую подземку покидали последние пассажиры, на очередной станции разворачивались учения всех служб - на всякий пожарно-террористический случай...
Вчера "о состоянии антитеррористической защищенности объектов Казанского МУП "Метроэлектротранс" должен был рассказать в Комитете по законности и правопорядку Госсовета РТ гендиректор МУПа Асфан Галявов. Но его как раз в этот день и по этому самому вопросу срочно вызвали в Москву. Насколько решился он раскрыть проблемы безопасности казанского метро перед федеральными чиновниками - неизвестно, но выступивший вместо него в татарстанском парламенте замгендиректора Метроэлектротранса по безопасности и режиму Расих Шайхелисламов был впечатляюще откровенным.
Он признался, что московские теракты заставили руководство казанского метро, прежде не раз заявлявшее, что наше метро - самое безопасное, "по-иному посмотреть на системы безопасности":
- Некоторые объекты первой очереди, напрямую ответственные за безопасность, до сегодняшнего дня не введены в эксплуатацию. Мы эти вопросы неоднократно ставили, но... В частности, перегонные вентиляционные установки (ответственные за вытяжку и приток воздуха. - М.Ю.) до сих пор не введены в строй. Без нормальной работы перегонных и вентустановок создается угроза здоровью и жизни пассажиров при возникновении чрезвычайных ситуаций. Так, например, при проведении учений на станции "Площадь Тукая" мы заметили, что дымоудаление неэффективно. Мы включили на всю мощь наши вентиляторы, но без установок, которые еще не введены, система до конца не срабатывает...
Следовательно, угроза задохнуться или отравиться дымом потенциально существует не только в таком экстремальном случае, как взрыв или применение террористами отравляющих веществ (как было, например, в токийском метро в 1995-м). Любая неисправность электрооборудования, если в результате выделяется дым, при отсутствии эффективной вентиляции способна натворить бед не меньше, чем какой-нибудь "джамаат".
Откуда они возьмутся, такие неисправности с электрикой, в относительно новом казанском метро? Это элементарно, ведь метро в Казани периодически претендует считаться водным видом транспорта.
- Серьезной проблемой, - продолжил Расих Шайхелисламов, - являются течи на станциях и в тоннелях. А две водоотливные установки (которые должны были быть введены в строй в момент запуска метро. - М.Ю.) не завершены строительством. Отсутствие водоотливных установок при активном поступлении грунтовых вод может привести к затоплению тоннелей. Вода разрушает дорогостоящую отделку станций и создает угрозу эксплуатации высоковольтного оборудования. Конечно, установлены временные откачивающие устройства...
Словом, террористы, Бог даст, могут и вовсе не появиться, но национальные особенности освоения масштабных средств на масштабные "датские" (в случае казанского метро - к дате миллениума) объекты их с успехом заменят.
Но с этими особенностями мы уже сроднились, пришли к убеждению, что бороться с ними бесполезно, и решили сосредоточиться на борьбе за антитеррористическую безопасность. Например, на каждой станции казанского метро установлено по 12 видеокамер с выводом информации на мониторы дежурных по станции, поездного диспетчера и отдела милиции на метрополитене. Это успокаивает, если не думать о качестве этих мониторов - не жидкокристаллических, а электронно-лучевых, т.е., по современным меркам, допотопных. И если не знать, что и сами видеокамеры, посылающие сигнал на допотопные мониторы, даже не снабжены инфракрасной подсветкой. Так что можно ли с помощью такой техники отличить объект в поясе шахида от гражданина с поясной сумочкой - большой вопрос.
К тому же видеокамеры в вестибюлях - этого явно недостаточно. "Требуется установить дополнительное видеонаблюдение под метромостом и в верхнем пешеходном переходе на станции "Аметьево", в подуличных переходах на станции "Проспект Победы", "Горки", "Площадь Тукая", "Кремлевская", - перечислял г-н Шайхелисламов, - и в вагонах метропоездов". Станции казанского метро не оснащены взрывозащитными контейнерами, средствами локализации взрывов, обнаружения отравляющих газов, металлоискателями и арочными металлодетекторами на входах, программой распознавания лиц, находящихся в розыске... Словом, всем тем, что казанское метро надеялось купить на средства специальной федеральной "антитеррористической" программы, пока проект этой программы не был прикрыт... Цена вопроса - порядка 200 млн рублей. |