Чистая прибыль ОАО "Казанский вертолетный завод" в 2009 году составила 1,54 млрд. руб., что в 3,5 раза больше чем в 2008 году. Основной причиной роста выручки в КВЗ связывают с увеличением поставок продукции. В 2009 году предприятие выпустило 85 машин. В их числе и шесть легких вертолетов "Ансат" для Минобороны.
ЕЖЕГОДНЫЙ РОСТ НА 47−66%
Эксперты отмечают, что после перехода контроля над казанским предприятием к госхолдингу "Оборонпром" предприятие увеличивает ежегодное производство вертолетов на 47−66%. Сегодня КВЗ выпускает около половины общего объема вертолетов в России. Всего в РФ выпущено 183 машины.
Что интересно, вхождение другого казанского авиационного предприятия - КАПО им. Горбунова - в государственную Объединенную авиастроительную корпорацию не привели к улучшению его самочувствия.
Так, первоначально гендиректор КВЗ Вадим Лигай прогнозировал, что компания в прошлом году произведет 81 вертолет, а отгрузит 70. В итоге в 2009 году предприятие произвело 85 машин (в 2008 году было произведено 58 вертолетов), в том числе 6 легких Ансатов, являющихся собственной разработкой КВЗ. Заказчиком последних стало минобороны, которые намерено использовать Ансаты в качестве учебных машин.
"ЛЕГКАЯ" УДАРНАЯ СИЛА
Как известно, пока основной продукции КВЗ являются разработка середины 50-х - средние вертолеты Ми-8/17, известные своей живучестью и неприхотливостью. Поэтому столь популярные в странах третьего мира. В дальнейшем казанский вертолетный завод планирует запустить в серийное производство Ми-38 и нарастить выпуск Ансатов. Кстати, последние вместе с Ка-226Т, Ка-62 должны стать локомотивами для увеличения доли российских вертолетов на мировом рынке.
"Российское вертолетостроение традиционно тяготело к производству средних и тяжелых вертолетов. Холдинг намерен увеличивать глобальную рыночную долю, и эту цель планируется достичь за счет роста продаж как раз в "легкой" нише, сохранив позиции в традиционных сегментах", - сообщает "Эксперту Онлайн" со ссылкой на источник в вертолетостроительном холдинге "Росвертол".
По расчетам инвесткомпании "Абсолют инвест", для реализации этих амбициозных планов КВЗ должен выпускать минимум 15−20 Ансатов в год.
БОРЬБА С ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
Но самым слабым звеном в этой стратегии является проблема с двигателями для легких вертолетов, признаются сами вертолетостроители. Сейчас российский производитель полностью зависит от зарубежных поставок. И эта зависимость уже ярко дала о себе знать в прошлом году, когда под давлением США канадская фирма Pratt&Whitney фактически отказалась поставлять свои двигатели на "военные" версии Ансата и Ми-38. Как известно, на Ансаты" по проекту устанавливаются по два двигателя РW-207K стоимостью около $300 тыс.
Если для Ми-38 замену удалось найти в России (правда, в итоге сроки запуска сдвинулись минимум до 2014 года), то для Ансата сегодня есть единственная альтернатива – несертифицированный двигатель ВК-800 производства "Климов", о котором даже неизвестно, когда пойдет в серийное производство.
В то же время недавно с предложением поставлять двигатели для Ансата вступил украинский двигателестроительный холдинг "Мотор Сич", который предложил организовать в Казани на базе КМПО лицензионный выпуск турбовальных двигателей МС-500В.
Сейчас по данным Эксперт Онлайн, в Росвертол рассматриваются возможность выпуска легких казанских вертолетов с канадскими, российскими, французскими и украинскими двигателями.
"БИЗНЕС Online" от 9.04.10 |