Казанские Крошки Sorti показали фунт лиха Тайду, Ариэлю и другим иностранным брэндам. В то время как весь реальный сектор экономики республики переживает нелегкие времена, Нэфис - крупнейшая в Татарстане компания, ориентированная на массовый конечный спрос, - отрапортовала о невиданных по нынешним временам успехах. Продажи стиральных порошков за год подскочили на четверть в натуральном выражении и почти в 1,5 раза – в денежном. И это не отскок после падения: за три года компания нарастила долю на российском рынке вдвое.
Объявленные сегодня группой "Нэфис" итоги 2009 года впечатляют и в целом. Суммарная выручка группы выросла по сравнению с 2008 годом на 16% - до 13,9 млрд. рублей (без НДС). Продажи товарной продукции в натуральном выражении увеличились на 28%. Сумма выплаченных группой налогов в бюджеты всех уровней достигла 1,15 млрд. рублей.
На этом фоне в компании обошлись без сокращений персонала. Среднесписочная численность сотрудников сохранилась на уровне предыдущего года – более 4600 человек. При этом среднемесячная зарплата выросла на 15% и превысила 19 000 рублей.
- Несмотря на кризис, мы не только повысили показатели своей работы, но и выпустили целый ряд новинок, реализовали крупные социальные проекты, вошли в список системообразующих организаций России, - подводит итоги генеральный директор ОАО "Нэфис Косметикс" (головная компания группы) Дмитрий Хайбуллин.
Он также отмечает, что важную роль в противостоянии кризису сыграло то, что Нэфис выпускает товары повседневного потребления, покупательский спрос на которые остается стабильным. Речь идет о бытовой химии (стиральные порошки, гели для мытья посуды, мыло и др.) и масложировой продукции (растительное масло, майонез, кетчуп). К этому можно добавить, что Нэфис традиционно силен в сегментах доступных товаров – а именно они стали более востребованы, когда доходы населения заметно упали.
Главный же, судя по всему, драйвер роста Нэфиса - гигантские инвестиционные проекты, которая компания успела реализовать практически впритык к кризису. Теперь они приносят дивиденды.
УМАСЛИЛИ
Так, наиболее динамично в прошлом году развивался масложировой дивизион группы "Нэфис". Это объясняется работой маслоэкстракционного завода, который группа запустила в конце 2007 года. С тех пор он каждый год набирает обороты. МЭЗ обеспечивает группу сырьем: в прошлом году было произведено 109,3 тыс. тонн сырых растительных масел, что больше предыдущего года на 67%. Благодаря этому Казанский жировой комбинат, в свою очередь, увеличил выпуск пищевых растительных масел на 18% - до 29,5 тыс. тонн. Производство майонезов достигло 53,2 тыс. тонн.
УМЫЛИ
Однако особую ценность имеют достижения Нэфис Косметикс на рынке порошков. Как известно, так у компании всего два конкурента, зато каких! Американская Procter&Gamble и немецкая Henkel с неограниченной поддержкой из-за рубежа.
Тем не менее, за год Нэфис увеличил продажи в самой конкурентной категории стиральных порошков на 26,4% в натуральном выражении и на 43% - в денежном. При этом за три последних года доля Нэфис Косметикс на российском рынке стиральных порошков удвоилась и достигла 10,9%. В компании считают, что это закономерный результат инвестиционной программы, реализованной несколько лет назад.
- Возможность интенсивно наращивать долю на рынке появилась у нас благодаря завершению в 2007 году крупного инвестиционного проекта – нового завода по выпуску стиральных порошков. В результате у нас не только увеличились производственные мощности, но и открылись совершенно новые технологические возможности, - комментирует гендиректор Хайбуллин.
Впрочем, производственные инвестиции – для потребительского рынка необходимое, но недостаточное условие успеха. Чтобы удвоить долю, Нэфису пришлось удвоить число своих брендов, раскрутив с нуля стиральные порошки "Биолан" и AOS.
ТИХОЙ САПОЙ
Интересно, что достижения компании нельзя объяснить бешеной рекламой. Судя по данным рейтинга ТОП-100 крупнейших рекламодателей России, опубликованного на днях в газете "Коммерсантъ" со ссылкой на Adindex, Нэфис в прошлом году решила сэкономить и сократила рекламные расходы на 73%. В результате компания опустилась на 76-е место с 26-го, которое она занимала до этого.
Однако рекламная пауза не помешала Нэфис побить рекорды продаж. Похоже, Крошек Sorti российские домохозяйки готовы любить без лишнего напоминания.
"БИЗНЕС Online" от 31.03.10 |