30.03.10Правительство решает отнюдь не мусорный вопрос | Инна СЕРОВА
Быть или не быть на территории республики суперсовременному заводу по выпуску мусороперерабатывающего оборудования, решится сегодня. На 30 марта запланировано подписание соглашения между Европейско-азиатской торговой миссией (ЕАТМ) и правительством РТ о сотрудничестве и начале строительства завода, который будет выпускать "комбайны", превращающие отходы в дизельное топливо или электрическую энергию.
О том, что это за производство и к каким последствиям должно привести его открытие на территории Татарстана, вчера корреспонденту "ВК" рассказал по телефону посол ЕАТМ в РТ Рустем Фахрутдинов. Речь идет об инвестиционном проекте стоимостью 15 - 20 миллионов евро. Строить завод планируется в Алексеевском районе, вблизи от райцентра. И на период строительства, который составит, увы, всего полгода, работу на этом объекте могут получить от 500 до 700 человек. После запуска в эксплуатацию должно остаться 80 - 100 рабочих мест (в зависимости от объема заказов). Причем рассчитывать на трудоустройство на суперсовременном производстве смогут лишь высококлассные специалисты с высшим образованием (на некоторые инженерные должности, заметил Фахрутдинов, хотят пригласить кандидатов технических наук).
На фоне существующих предприятий мусоропереработки предлагаемые ЕАТМ "мусорокомбайны" - не шаг вперед, а прыжок в будущее. Сейчас переработка мусора заключается в сортировке и более или менее компактном захоронении на полигонах, а в лучшем случае отходы сжигают. То и другое с точки зрения экологии не оптимальный выход. В идеале же из мусора желательно сделать если не конфету, то хоть что-нибудь полезное. В ЕАТМ, уверяют ее представители, придумали машины, которые выдают либо дизельное топливо хорошего качества, либо и вовсе чистое электричество.
Как такое получается - неизвестно. Устройство агрегата, называемого мусороперерабатывающим комбайном, - коммерческая тайна. Что неудивительно, если учесть, что годовой доход завода, который хотят построить в Алексеевском районе, согласно коммерческим планам ЕАТМ, должен составить не менее 13 млн евро. Производство, затеваемое в Татарстане, не более чем сборка машин согласно присланному из-за рубежа описанию и присланных же деталей (штаб-квартиры ЕАТМ расположены в Австрии и Германии).
То, что в ЕАТМ называют комбайном, на самом деле - сложный механизм внушительных размеров (в плане - 30 на 50 метров). И очень дорогой: он стоит около миллиона евро. Мы поинтересовались у Рустема Фахрутдинова, проводились ли маркетинговые исследования рынка - проще говоря, найдутся ли в Татарстане фирмы, которые пожелают и смогут купить золотые, по сути, агрегаты. Он ответил, что в минэкологии и минэкономики считают, что эта проблема настолько актуальна, что наверняка найдутся желающие проинвестировать проект, а кроме того, средства на покупку комбайнов будут выделены из бюджета республики. В ЕАТМ также рассчитывают, что заказчики найдутся не только в Татарстане, а по всей России.
...Нетрудно предположить, что для рядовых граждан, отношение которых к делу переработки мусора заключается только в том, что с каждым годом (а нынче особенно) они все дороже платят за вывоз и утилизацию ТБО, выпуск в Татарстане суперсовременных и супердорогих мусороперерабатывающих комбайнов может обернуться новым ростом "мусорного" тарифа.
"Вечерняя Казань" №37 от 30.03.10 |