18.03.10Плати за Кремль на блюдечке с голубой каемочкой | Луиза ИГНАТЬЕВА
Дирекция Государственного музея-заповедника "Казанский кремль", превратившая изображения известных исторических и культурных объектов в собственные товарные знаки, подготовила приказ об установлении платы (роялти) за использование атрибутики с видами Кремля при производстве товаров и оказании услуг на 2010 год. После его вступления в силу дирекция вправе будет применить жесткие меры к нарушителям патента музея.
Пиратские войны, как показывает практика, бесконечны: стоит правоохранительным органам уничтожить партию контрафакта, как на рынке появляется другая, еще большая по объему. Невидимые воинствующие "пираты" непобедимы, поскольку мировые компании-производители, обладатели глобальных брендов, просто не обращают внимания на тиражируемые под них подделки. Им это даже льстит.
Подтверждением тому является такой любопытный случай. Помнится, при открытии торгового комплекса "Мега" в Казани основателя компании ИКЕА Ингвара Кампрада спросили, как он относится к тому, что в Казани уже есть "Мегга". Правда, с двумя буквами "г". И не хочет ли он защитить фирменную марку от подобного сходства? Г-н Кампрад лишь улыбнулся. "Мы не против того, чтобы и в таких удивительных формах процветал наш бренд", - ответил он. И действительно, разговор о марке затух в тот же день.
Но подобный либерализм свойственен, похоже, лишь глобальным бизнес-игрокам. После того как Государственный музей-заповедник "Казанский кремль" зарегистрировал в Роспатенте право на использование 18 товарных знаков с изображением памятников ансамбля и их названиями, среди казанских производителей накалились страсти вокруг возможности их использования. Напомним, в конце декабря музей-заповедник "Казанский кремль" сообщил на официальном сайте о том, что закрепил за собой исключительное право разрешать или запрещать использование как в целом панорамы Кремля, так и отдельных объектов и наименований. Права музея-заповедника распространяются на обширный перечень товаров и услуг: производство продуктов питания, товаров народного потребления, сувенирной продукции, а также туристической и культурно-просветительной деятельности. "Полученная правовая охрана изображений Казанского кремля позволит упорядочить способы и качество использования одного из главных культурных достояний республики", - подчеркивалось в официальном сообщении музея.
И вот некоторые татарстанские поставщики сувениров капитулировали, не дожидаясь начала войны с пиратством. Как рассказали в торговой сети "Книжный двор", сегодня у них в продаже отсутствуют сувениры с видами Кремля.
- Например, частный предприниматель, который регулярно отдавал нам на реализацию "кремлевские" сувениры, полностью снял их с продажи. Он объяснил это тем, что национальная символика теперь перешла в собственность, и он не может выставлять свою продукцию, - говорит заместитель директора сети Лилия Гайнуллова.
Очевидно, что частные предприниматели Казани испугались возможных репрессий, ведь по закону нарушителей патента ждет суровое наказание, начиная от компенсации убытков и вплоть до уголовной ответственности.
Однако директор музея-заповедника Рамиль Хайрутдинов заверил корреспондента "ВК", что запреты и гонения за использование бренда "Казанский кремль" не применялись:
- Мы деликатно относимся к воспроизведению национальной символики и постарались оповестить максимально широкий круг производителей сувениров, туристических компаний о новых правилах его использования. В ближайшее время мною будет подписан приказ, в котором будут определены ставки платежей за использование бренда. Это 2 - 3% от стоимости единицы продукции. Ставки минимальны, исходя из существующего в России опыта. Если компания подпишет с нами лицензионный договор на использование атрибутики, то никаких проблем у нее не будет.
По словам Рамиля Хайрутдинова, в настоящее время на подписании находятся лицензионные соглашения с несколькими компаниями, которые согласились уплачивать роялти. Но что это за фирмы, он не стал раскрывать. По неофициальным данным, среди них есть Татспиртпром, который намерен активно использовать "кремлевские символы".
- Эти ставки будут действовать только в 2010 году. Мы хотели бы посмотреть, как они будут работать. Мы не торгуем символом Кремля, а хотим упорядочить его использование. Задачи убить бренд, как это случилось с водочной маркой "Столичная", у нас нет, - заключил Хайрутдинов.
Однако татарстанские производители уже отказываются от использования символа "Казанского кремля". "Действительно, раньше на нашей упаковке красовалась полная панорама Кремля, - говорит PR-менеджер ВАМИН-Татарстан Марина Петрова. - Но теперь мы меняем ее на другое изображение - кувшинчик с молоком. Молочная продукция - продукция социально значимая, и каждый процент больно бьет по карману потребителей".
"Вечерняя Казань" №3 о 17.03.10 |