12.03.10Мэрия Казани прервала отношения с хозяевами 240 рекламных конструкций |
Какая социальная реклама будет в Казани во втором полугодии 2010 года, городские власти пока не решили. Знают лишь, что ее будет не меньше, чем в первом полугодии.
"КРИЗИС БОЛЬНО УДАРИЛ ПО РЕКЛАМЕ ВСЕХ ВИДОВ"
Дябилкина также рассказала о том, как менялась ситуация на рынке наружной рекламы в 2009 году. Примерно до середины 2009 года рекламщики старались держать "марку", то есть цены и хватались за социальную рекламу, как за спасательный круг. Однако ближе к середине года цены поползли вниз. Так, если в 2008 году сторона самого распространенного рекламного щита 3х6 стоила 16-17 тыс. рублей, то в 2009 году она упала до 10 тыс. рублей.
Это дало определенный результат. К концу года число заказчиков возросло вдвое (заполняемость поверхностей повысилась с 30-40% в начале года до более 70% в конце). С потеплением на рынке изменились и настроения рекламщиков. В прессе стали появляться заявления, что сотрудничество с мэрией для них - обуза, поскольку изготовление и монтаж рекламы целиком возложены на их плечи. Это объясняется еще и общим паническим настроением, поскольку в финансовом плане все эти меры больших успехов не принесли.
- Кризис больно ударил по рекламе всех видов: в СМИ, на радио, наружной рекламе. Произошло падение объемов продаж более чем на 40 процентов. Мы делали анализ: сокращение штатов по фирмам произошло от 10 до 40 процентов, то есть достаточно серьезно. Многие фирмы поменяли офисы на меньшие, и все свои накладные расходы попытались сократить до минимума. Некоторые уже отказываются от рекламных носителей, перепродают их, - говорит Дябилкина.
ЗА ГОД С РЫНКА УШЛО 240 КОНСТРУКЦИЙ
В наиболее выгодном положении, по ее наблюдениям, оказались те виды рекламных носителей, которых в Казани немного. Например, порядка 50 перетяжек и около 20 брандмауэров (реклама на торцевой стене здания). Естественно, на них легче найти рекламодателя, чем на 2,5 тыс. щитов 3x6. В свою очередь, среди владельцев таких щитов лучше себя ощущают (за счет объемов) более крупные игроки. Такая статистика: в 2009 году по инициативе исполкома в Казани аннулированы разрешения и расторгнуты договоры на размещение 240 конструкций, поскольку эти фирмы оказались неплатежеспособны перед бюджетом города.
- Фирма "Нур-авто", которая владеет 54 рекламными конструкциями, фактически будет уходить с рынка: договора расторгнуты, сейчас выходим на исполнительное производство. В тяжелом положении фирма "Вилла", которая демонтировала 40 конструкций, 22 – продала. В тяжелом положении фирма "Максимал". Казстройинвест имела 28 конструкций, но сегодня демонтировала их, - приводит примеры начальник управления наружной рекламы и информации.
Это уже сказалось на сборах в бюджет города. Если в 2008 году поступления от рекламных фирм по договорам на установку рекламных конструкций и уплату госпошлины за выдачу разрешений составили 191 млн. рублей, то в 2009 – только 165,4 млн. рублей. Вместе с тем, Дябилкина отмечает, что сейчас рынок дошел до дна и начал постепенно подниматься. Это, безусловный плюс для городской казны, но для социальной рекламы может сыграть в минус. Окрепнув, фирмы могут отказать городу в размещении социальной рекламы сверх минимальной нормы, записанной в законодательстве, – 5% рекламных площадей.
ЗАКОНЫ – О РЕКЛАМЕ
В 2010 году участников рынка могут ожидать потрясения, пострашнее кризисного снижения продаж. В течение пяти лет Госдума рассматривает проект технического регламента о рекламе. За это время было рассмотрено шесть вариантов: от лояльного до совершенно радикального, который заставил бы их вынести все рекламные конструкции за красные линии улиц. Если такой проект будет принят, уличная реклама может уйти в прошлое: кому нужны щиты во дворах?
Также в минрегионразвития РФ сейчас находится на рассмотрении проект, который установит "охранную зону" Казанского кремля. "Насколько я знаю, там будут ограничения по размещению рекламы в исторической части города. Рассматриваются все визуальные коридоры восприятия Кремля: с линии вокзала и так далее. Это значит, что под запрет, после окончания срока действия разрешения, могут попасть ряд рекламных конструкций, которые на сегодняшний день установлены в городе, - сообщила Дябилкина. |