03.03.10Илья Дразнин учит мыслить |
Предлагаемый мною метод построен на вариативности: школьники решают примеры и задачи, в которых несколько изменены условия. Решая их, они задумываются над тем, чем, скажем, пятый пример отличается от первого, находят отличия, устанавливают сходство. На мой взгляд, это конструктивный способ построения учебника. Очень жаль, что не удалось привлечь к нему внимание широкого круга коллег.
Что дает такое варьирование? Ученик перестает бояться следующего примера. Варьирование позволяет одержать ряд маленьких, но своих побед, что развивает чувство собственного достоинства. Это заметил еще профессор КГУ Данис Нургалиев, который написал одну из рецензий на книгу "Мастер-класс". Эта книга вышла в 2004 году. С ней можно познакомиться на сайте http://draznin.go4go.net/и в ЖЖ: http://draznin.livejournal.com/. Но продолжим мысль: педагогика в полном смысле этого слова не совсем наука. Она, скорее, сродни шахматам: сплав науки, искусства и спорта.
- А что мешает издать книгу "Метод варьирования" большим тиражом?
- Своеобразная позиция Министерства образования РТ, а точнее - отсутствие всякой позиции. Как в детской игре: "да" и "нет" не говорите…
Сказать "нет" Минобразу вроде как неудобно, ведь все материалы опубликованы в авторитетном журнале "Математика в школе", а значит, прошли серьезное рецензирование. Более того, недавно я обнаружил, что метод варьирования использован в ряде учебников для 5-9 классов, рекомендованных Министерством образования РФ.
Сказать "да" Минобраз не хочет, ведь тогда надо начать что-то делать. Такая позиция ведомства мешает найти единомышленников и финансирование.
- Вы ведь и литературу преподавали?
- Косвенно. Это был интересный опыт. Так случилось, что хорошая художественная литература играла и играет в моей жизни большую роль.
В 1996 году выпускники Лицея при КГУ сдали экзамены, и стало ясно, что система преподавания, в которой высок удельный вес самостоятельной работы, дает хорошие результаты. Я обратился к директору Лицея Игорю Петровичу Григорьеву с предложением открыть класс, где и литературу преподавали бы не так, как в большинстве наших школ.
Конечно, нужно знать, чем, по мнению авторов учебников, Митя Карамазов отличается от братьев, но еще важнее понять, что основное отличие одного писателя от другого - это стиль (или его отсутствие). Выпускники школы должны сознавать, чем Томас Манн отличен от своего брата Генриха, Варлаам Шаламов от Александра Солженицына.
Сейчас, спустя 12 лет после выпуска лицейского " Мастер-класса" и 6 после закрытия (за 1 год до выпуска, после четырех лет работы!) "Мастер-класса" в школе №12, я бы организовал эту работу иначе: что-то бы оставил, что-то - изменил. Но самое главное - на уроках была создана атмосфера уважения к художественному тексту, и по крайней мере часть учеников после этого не станет читать современные "хиты продаж".
- А как они экзамены сдавали?
- Успешно. Чтобы сдать экзамен, нужно знание конкретного учебника. Для человека, который может отличить текст Чехова от текста Бунина или Куприна, это не проблема.
Такой класс был выпущен в Лицее в 1998 году. Там преподавали интересные люди. Позже, в 2005 году, в школе №12 был выпущен еще один "МК" (последний год я имел возможность работать с ним только на уроках математики). Мне хотелось бы найти педагогов, которые смогут вести такой курс в школах города.
- А что же сами?
- Сейчас мне хочется не самому преподавать, а наблюдать за тем, как коллеги работают в нескольких классах, обобщать опыт. Это новое направление, и в Казани есть люди, которые сумели бы с этим справиться. Наша школа нуждается в обновлении, но начинать менять нужно точечно, там, где есть для этого условия. Это создаст общественное мнение и подготовит почву для дальнейшего. Для предлагаемых мною новаций - метода варьирования и программы "Мастер-класс" - нужно финансирование. |