03.03.10Илья Дразнин учит мыслить | София САЙГАНОВА
Казанский учитель Илья Дразнин разработал собственную систему преподавания математики, которая применима и в массовой школе, и в лицейских классах. Мониторинг знаний учеников Ильи Егудовича показал ее высокую эффективность.
Вот если бы еще и подготовленное им учебное пособие доработать и издать в формате учебника или сборника задач, совсем бы было здорово. Кроме того, на базе системы преподавания математики им была сконструирована любопытная программа "Мастер-класс" по работе… с художественным текстом.
Особенно актуален поиск новых форм сейчас, когда большинство учеников не дружит с точными науками. Напомним, что при сдаче ЕГЭ по математике татарстанские школьники уступили своим ровесникам из других регионов. Впрочем, и с преподаванием иных точных дисциплин, той же физики, к примеру, проблем множество. Преподаватели на физфаке КГУ давно уже жалуются на плохую подготовку абитуриентов. Как же заинтересовать ребят сложными предметами, научить их думать? Прислушаемся к тому, что предлагает Дразнин.
- Суть моей системы определяется задачами, которые ставятся перед школьным курсом математики. С одной стороны, школа выполняет социальный заказ: ребята должны усвоить такой объем знаний, чтобы свободно поступить в выбранный вуз, - считает Илья Егудович. - С другой - нужно в ученике развить такие свойства личности, которые без изучения математики сформировать непросто: логический анализ, способность к классификации и систематизации, некоторые виды рефлексии…
На взгляд Дразнина, современный педагог должен отойти от декларативно-репродуктивного метода, при котором роли распределены раз и навсегда - учитель рассказывает, а ученик лишь запоминает и воспроизводит услышанное: "Нужны такие формы занятий, благодаря которым ученик имеет возможность вступить с учителем в неподчиненный диалог. Это чрезвычайно важно для развития творческой личности. Для того, чтобы обсуждать на уроке проблему на равных с педагогом, ученику надо сначала поработать с текстом самостоятельно. Словом, для того, чтобы диалог с учителем был свободным и продуктивным, его следует предварительно вести с текстом.
Свою систему Дразнин опробовал и в классах, где ребята подобраны по интересам, причем необязательно, что эти интересы лежат в области точных наук и в обычных классах. В первом случае увеличивался объем самостоятельной работы, во втором - большую роль играли особым образом подобранные примеры. При этом велика роль логических задач Рэймонда Смаллиана. Их решение одновременно тренирует способность грамотно и лаконично выстраивать речь.
- Такая методика идеальна для подготовки школьников к ЕГЭ, - утверждает Дразнин, - ведь в ЕГЭ многие задачи, даже самые простые, требуют именно умения логически рассуждать, а не автоматически применять алгоритмы. Считаю, что задания ЕГЭ по математике составлены очень толково и позволяют оценить не только объем знаний ученика, но и то, как он ими пользуется.
Учебное пособие, основанное на этой методике, было написано Дразниным еще в 1994 году. Вскоре эта книжка была издана, правда, ограниченным тиражом, но, скажем, школы Вахитовского района ее получили. Казалось бы, преподаватели математики должны были по достоинству оценить оригинальный подход коллеги к школьному предмету, но не тут-то было. До самого последнего времени, когда новыми методами заинтересовались в КазНЦ РАН, никто не проявлял интереса к находкам Дразнина. Впрочем, никто - это, пожалуй, сильно сказано. Илья Егудович преподавал в Суворовском училище, в Лицее №1 при КГУ, школах №9 и №12, творческая атмосфера в которых создавала условия для поиска.
- Илья Егудович, если верить родителям учащихся, то зачастую проблемы с математикой начинаются именно с неудачных учебников, нередко ребята просто не в состоянии понять новую тему, настолько сложно она изложена...
- Часть учебников, действительно, написана наспех и не удовлетворяет ни учителей, ни учеников. Те, кто пишет учебники, должны маневрировать между Сциллой научности и Харибдой доступности. Действительно, прежние учебники были лучше написаны методически, а потому они были понятнее. Но и в тех, и в других высок либо уровень репродуцирования, либо удельный вес малодоступных среднему ученику задач. |