27.02.10Серый мазок внизу картины | Инна СЕРОВА
Набережную Казанки под Кремлем горожане окрестили дворцовой. И панорама левого берега сегодня у многих из них вызывает негативные чувства: видеть, как власть имущие выставляют напоказ богатство, откровенно презирая мнение тех, кто ратует за сохранение исторического центра города, сомнительное удовольствие.
Но одно дело - по-дилетантски ругать роскошные постройки и совсем другое - дать профессиональную оценку сложившейся застройке. С предложением проанализировать, чего стоит сегодняшний вид на Кремль, обратились к профессионалам. Некоторые из них деликатно отклонили предложение поговорить откровенно, сославшись на занятость, а два известных казанских архитектора охотно откликнулись.
Председатель республиканского Союза архитекторов, заслуженный архитектор РТ Виталий Логинов долгое время не только занимался творчеством (он автор реконструкции интерьеров резиденции президента республики, по его проектам, выполненным в соавторстве с Евгением Прокофьевым, построены мечеть "Булгар", Большой концертный зал РТ), но и был администратором, от которого зависело принятие тех или иных градостроительных решений. Может, поэтому при оценке картины левобережья он оказался куда более сдержан, чем другие специалисты. Отвечая на заданный прямо вопрос "Как, по-вашему, красота в этом есть?", Виталий Павлович позволил себе лишь критику отдельных мелких деталей, и ту по возможности смягчил:
- Я считаю, все было задумано гармонично. Кремль, НКЦ, высотка на углу улицы Пушкинской, жилой комплекс "Суворовский" с точки зрения архитектуры задали нормальный ритм. Вот Дворец земледелия немного "задрали" - заслонили купол Казанско-Богородицкого монастыря. Нехорошо, конечно, что так получилось, это ведь святыня. Но с точки зрения композиции в застройке левого берега ничего не нарушено. К примеру, здания, построенные до бугра перед министерством сельского хозяйства, расположены ниже и имеют право на существование в таком виде. Башенки, колонны - это хорошо сделано. Не хватает вкусовщины, пожалуй, лишь в поселке нефтяников, но это объяснимо: все-таки частные дома - люди сэкономили на отделке. Но страшного и в них ничего нет, они не нарушают общий вид, потому что мы в свое время этот поселок не дали поднять, он стоит ниже отметки дамбы - такой серый мазок внизу картины...
А вот заместитель председателя правления республиканского Союза архитекторов, заслуженный архитектор РТ Виктор Токарев (из его творческой мастерской вышли проекты здания Сбербанка "Татарстан" на улице Бутлерова, комплекса "Пирамида", жилых комплексов "Суворовский" и "Панорама") об этой картине высказался куда более резко, проанализировав не отдельные "мазки" на ней, а ситуацию в комплексе.
- Территория от Кремля до НКЦ "Казань" с градостроительной точки зрения характеризуется слабой планировочной организацией, - считает он. - Градостроительство - не искусство, а математика, здесь все просчитывается. В данном случае не решена ни транспортная, ни пешеходная сеть: к расположенным внутри квартала домам трудно подъехать или подойти. НКЦ почему пустует? Потому что нет транспорта, туда добраться труднее, чем в любую другую точку в центре Казани. А функциональное насыщение территории - а там и монастырь, и тюремные сооружения, и жилые здания, и коттеджи, и министерство, и НКЦ - говорит, что функционально она тоже не организована.
Произошло это потому, говорит Токарев, что нет и не было проекта планировки, хотя по Градостроительному кодексу без него застройка не допускается:
- Поселок нефтяников, новые здания на улице Тельмана появились по административному решению, как и эта "кондитерская архитектура" с башенками около Госсовета - здания в псевдоампирном стиле. А рядом стоит модернистский НКЦ "Казань", панельные пятиэтажки... Но мы же, обставляя свою квартиру, не покупаем в нее разностилевые предметы, понимаем, что потом гости будут недоумевать и смеяться. Мы все время причисляем себя к Европе. Но в европейских городах главное - человек. А здесь человек - ничто. Главное - хозяин каждого отдельного объекта: "Я так хочу, а то, что рядом, меня не волнует". Шпиль минсельхоза, закрывающий купол храма, - это воплощение нашего классического стереотипа "Если нельзя, но очень хочется, то можно". А ведь архитектура должна учитывать контекст среды! Помпезные здания рядом с аскетичным Кремлем у меня, как у архитектора, вызывают разочарование. Отвлекусь: почему возникла в Москве проблема "Речника"? Потому что не было должного государственного и муниципального регулирования, люди строили, потому что можно. А если так строят в центре города и это делает структура, обладающая властью?.. Если мы договорились, что играем по определенным правилам, по законам, их надо выполнять. А мы совершаем колоссальную с точки зрения градостроительства ошибку. И это ведь не специфика Татарстана, это общероссийская проблема.
...Уже ясно, что к многочисленным "узким местам" на дорогах Казани, на которых по рабочим дням маются в пробках тысячи горожан, добавилось еще одно. Организация въезда-выезда с узкой улицы Батурина на территорию перед зданием минсельхоза - яркий образчик убожества чиновничьей логики при принятии архитектурно-планировочных решений: мол, мы везде и всегда проедем, а до остальных и дела нет.
До лампочки хозяевам "дворца земледелия", похоже, и то, что символом их деятельности стало засохшее бесплодное, а значит, дерево, "выросшее" по воле архитектора перед центральным входом. А ведь оно, по большому счету, олицетворяет результат усилий не только наших земледельцев...
"Вечерняя Казань" №23 от 26.02.10 |