24.02.10Вокальные параллели: звезды мировой оперы и итальянской эстрады | Айсылу КАДЫРОВА
Нетрадиционно - с исполнения Первого концерта Петра Чайковского для фортепиано с оркестром начался гала-концерт ХXVIII Международного оперного фестиваля им. Ф.И. Шаляпина. Солировал Вадим Руденко - дважды лауреат конкурса имени Чайковского, пианист мирового класса, ныне известный крайней консервативностью в выборе площадок для своих выступлений.
"Когда меня, пианиста, пригласили выступить на фестивале имени великого баса, я удивился. Но согласие дал сразу, потому что казанский Шаляпинский - авторитетный в музыкальном мире фестиваль. Это подтвердили своим участием в гала-концерте выдающийся скрипач Максим Федотов, джазовый пианист-виртуоз Даниил Крамер, не говоря уже о талантливых вокалистах - истинных героях оперного фестиваля", - сказал корреспонденту "ВК" Вадим Руденко.
Если раньше своеобразным бонусом гала-концертов Шаляпинского были номера в исполнении артистов балета, то в этот раз от хореографических эпизодов решили отказаться. Выступали только "творцы музыки" - солисты-инструменталисты, певцы, оркестр и дирижеры. Заметно сдержанным был и конферанс: ведущим первого гала был солист Мариинского театра Владимир Самсонов, второго - телеведущий Святослав Бэлза.
Кстати сказать, "отработать" первый концерт г-н Бэлза не смог по уважительной причине. Нелетная погода помешала ему вовремя прибыть в Казань. К сожалению, это был не единственный форс-мажор гала-концертов XXVIII Шаляпинского. По состоянию здоровья не прилетел в Казань дирижер Юрий Темирканов. Из-за назначенных на дни гала репетиций в Большом театре России не смогла задержаться в Казани сопрано Альбина Шагимуратова: 23 февраля она дебютировала на сцене главного музыкального театра страны - исполняла свою коронную партию Царицы ночи в "Волшебной флейте" Моцарта...
Публика одинаково горячо аплодировала практически каждому участнику гала-концерта. Но особенно бурно - сопрано Мельбе Рамос из Венской Фолькс-опер, которая в сопровождении оркестра, хора театра имени Джалиля и пианиста Даниила Крамера исполнила колыбельную Клары "Summertime" из оперы Гершвина "Порги и Бесс". И Михаилу Светлову-Крутикову из театра "Нью-Йорк Сити опера": один из лучших русских басов современности исполнил хит из репертуара Федора Шаляпина - "Элегию" Массне. Аккомпанировали ему концертмейстер оперы театра имени Джалиля Алсу Барышникова (фортепиано) и солистка Казанского камерного оркестра "La Primavera" Ирина Лаптева (виолончель).
Благодаря организаторам гала-концерта торжественный "парад" звезд академической музыки разбавил своим выступлением популярный итальянский тенор Алессандро Сафина. Как и у знаменитого в России Николая Баскова, классическая опера оказалась в его судьбе лишь этапом на пути к славе. Теперь он скорее явление массовой культуры, чем искусства для посвященных. В какой-то момент мне даже показалось, что эффект от его исполнения на гала-концерте шлягера "Луна" (с микрофоном, под фонограмму-минус) сравним с эффектом, который производит на массы "Шарманка" Баскова...
То, что "популярный тенор" и "оперный тенор" отличаются друг от друга, как бледная копия от подлинника, доказал финал гала-концерта XXVIII Шаляпинского фестиваля. Труднейшая и красивейшая ария Калафа "Nessun dorma" из оперы Пуччини "Турандот" в исполнении Ахмеда Агади, Георгия Ониани и Марио Миуры стала, пожалуй, самым запоминающимся номером гала.
"Вечерняя Казань" №22-23 от 24.02.10 |