18.01.10Туристический рынок Татарстана: минус 25% |
РАВНЕНИЕ НА ЕЛАБУГУ
Впрочем, футбол футболом, но в туризме, прежде всего, важны культурно-историческая составляющая и развитая инфраструктура. В этом плане кризис не помешал сохранить хорошие показатели Елабуге, которая является одним из самых динамично развивающихся туристических центров в Татарстане. Город, население которого составляет чуть более 70 тыс. жителей, в прошлом году посетили около 200 тыс. туристов.
Помимо Елабуги, разработкой программы развития туризма стали заниматься еще 14 районов Татарстана, среди них - Арск, Зеленодольск, Верхний Услон, Высокая гора, Мамадыш, Чистополь, Свияжск, Болгары. Экономическая ситуация стала не единственной причиной снижения туристической активности населения. На это оказывали влияние и некоторые другие факторы. Так, по словам директора по развитию гостиницы "Фатима" Мадины Сабиржан, после крушения "Невского экспресса" большая группа школьников из Санкт-Петербурга отменила свои каникулы в Казани.
АУТСАЙДЕРЫ УХОДЯТ
Кризис - это время для проверки истинного показателя профессионализма для бизнесменов и с этой точки зрения он не повлиял радикально на работу крупных игроков рынка. К примеру, CompanionSP открыл дополнительный офис по продаже индивидуальных программ, а также представительство в Набережных Челнах.
По словам Мифтахова, большие проблемы, вплоть до закрытия, были у тех компаний и предпринимателей, для кого туризм не был основным бизнесом. Крупные же компании, вполне успешно работающие на туристическом рынке, пострадали не так сильно. По его мнению, в этом году не стоит ждать резко улучшения ситуации, а для восстановления докризисных объемов может потребоваться до 4-5 лет.
Бакиров и вовсе считает, что кризис пошел даже на пользу, отсеяв явных аутсайдеров: "Кризис и общий спад на туристическом рынке пошел на пользу большинства сильных и профессионально работающих компаний. По крайней мере, у нас не было уменьшения количества продаж путевок, наоборот, наблюдался небольшой прирост клиентов. Видимо, произошел отток клиентов из слабых и закрывшихся фирм, а их клиенты перераспределились".
КУДА ДВИЖЕТСЯ РЫНОК? УЗНАЕМ ВЕСНОЙ
Что касается планов на этот год, то, по мнению большинства специалистов, прошлогодний спад должен прекратиться. "Думаю, что мы достигли определенного дна на туристическом рынке и в этом году ситуация вряд ли изменится коренным образом, - считает Мифтахов. - Резких взлетов или падений уже быть не должно. Все будет зависеть от основных экономических показателей. Скорее всего, основные тенденции нынешнего туристического года будут понятны уже в марте-апреле. Основными популярными направления останутся все те же Турция и Египет. Туда из Казани как летали, так и будут летать. Летом планируется восстановить прямые перелеты в Израиль. Эта программа заработала в прошлом году, но затем подверглась сокращению. Есть планы по Чехии, ведь Прага - это один из самых недорогих турцентров в Европе с отличной культурной составляющей. Ближе к началу сезона возобновятся прямые рейсы в Испанию и Хорватию, а вот ситуация с итальянским направлением остается пока не понятной", - считает президент ассоциации туристических агентств РТ.
«БИЗНЕС Online» от 18.01.10 |