18.01.10Туристический рынок Татарстана: минус 25% | Тимур КАСИМОВ
Главный тренд ушедшего года для туристического рынка РТ – тотальная экономия клиентов на отдыхе, сокращение числа игроков и новые попытки Казани привлечь часть турпотока. В каком состоянии рынок туристических услуг завершил 2009 год и каковы прогнозы по нему на ближайшее время? В этой теме разбирался корреспондент "БИЗНЕС Online".
РАСТЕТ ЛИ ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ?
По словам замминистра по делам молодежи, спорту и туризму РТ Анатолия Березинского, в прошлом году наблюдалась общая динамика снижения как по въезду, так и выезду туристов, которая составила около 20-25%. Причем эти цифры применимы как в целом к России, так и к Татарстану. Зато, как сказал Березинский в разговоре с корреспондентом "БИЗНЕС Online", несколько увеличился внутренний туризм. Люди стали больше ездить в Сочи, Самару, Казань. С этим мнением не согласен руководитель турагентства "Пирамида-тур" Айдар Бакиров, который считает, что отечественным туристическим центрам пока нелегко конкурировать с зарубежными: "По моим ощущениям, больше отдыхать в России люди не стали. Наоборот, доля внутреннего туризма сокращается, ведь по соотношению цены и качества российские курорты зарубежным пока не конкуренты. При этом могу сказать, что Казань в этом плане отличается в лучшую сторону. Чувствуется, что столица Татарстана понемногу начинает восприниматься как туристический центр".
О том, что турпоток сократился, свидетельствует и падение объемов пассажирских авиаперевозок. Так, международный аэропорт "Казань" за первые 9 месяцев прошлого года сократил количество обслуженных пассажиров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17,7% - до 496 тыс. человек.
СРЕДНИЙ КЛАСС ЭКОНОМИТ НА ПУТЕВКАХ
С точки зрения продаж турпутевок, самое большое падение спроса возникло на дорогие сегменты. Это, прежде всего, Западная Европа, в которую туристический поток из Татарстана уменьшился почти наполовину. Конечно, существует определенная категория населения, которая как раньше отдыхала на курортах Италии, Испании и Франции, так и сейчас не отказываются от этого. Но в большинстве своем средний класс экономит.
"Те, кто раньше ездили в Европу, в прошлом году отдыхали в Египте и Турции либо в Европе, но, останавливались в более дешевых гостиницах. Многие же из тех, кто раньше по ценовым причинам предпочитали турецкие и египетские берега, вовсе отказались от заграничного отдыха", - говорит гендиректор компании "Персона Грата", президент ассоциации туристических агентств РТ Рамиль Мифтахов.
ПЛЮС ВОСЕМЬ ОТЕЛЕЙ ЗА ГОД
Интересно, что согласно статистике, несмотря на кризис, платные услуги населению в сфере туризма и гостиничного размещения остались практически равны объему 2008 года, а, возможно, и превысили их, так как на сегодняшний день есть статистика только за 11 месяцев прошлого года. Гостиницы Татарстана в январе-ноябре 2009 года заработали 1,59 млрд. рублей. Если брать весь 2008 год - это цифра составила 1,62 млрд. Туристических услуг населению в 2009 году оказано на сумму 817,4 млн. рублей, в 2008 - на 847, 5 млн., сообщил Березинский. Он же отметил следующий позитивный факт:
- Отрадно, что к 147 средствам размещения, которые мы имели на территории Татарстана, в прошлом году прибавилось еще несколько. Только в Казани в 2009 году открылись восемь новых гостиниц. Это положительная тенденция, которая говорит о том, что, несмотря на кризис, предприниматели вкладывают средства в развитии туристической инфраструктуры. Я думаю, что к Универсиаде 2013-го года мы придем с хорошими условиями по размещению туристов.
СПОРТ КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА
Возрастающую роль спортивной составляющей в туризме и ее влияние на развитие всей отрасли подчеркивает и руководитель турагентства CompanionSP Сергей Пасечник: "Думаю, что если бы сборная России вышла в финальную стадию чемпионата мира по футболу, то в этом году мы бы отправили в ЮАР порядка 50-ти болельщиков. Ведь в данном случае это отличная возможность - совместить спортивный туризм с посещением интересной страны. Пока ни одного тура в ЮАР на чемпионат мира мы не продали, но думаю, что здесь будет тенденция к более позднему бронированию. Вообще спортивный туризм сейчас - это еще только развивающаяся сфера. Сейчас формируется класс активных болельщиков, есть известные команды, но пока только футбольный "Рубин" дает хорошую тему для поездок". |