29.12.09Баренбойм разрешил, а Крамер выручил | Айсылу КАДЫРОВА
"Новогодние балы в Опере" в театре им. Мусы Джалиля на этот раз представляли собой не классический гала-концерт, а сценическую фантазию "Приглашает "Летучая мышь" по мотивам одноименной оперетты Иоганна Штрауса.
Начало этой фантазии - одна из самых элегантных режиссерских находок, когда-либо воплощавшихся на сцене этого театра. Сначала на затемненную сцену вышла пианистка Алсу Барышникова, села за рояль и сыграла каденцию Даниэля Баренбойма на тему танго Астора Пьяццолы "Adios, Nonono". Потом к ней присоединились артисты хора и музыканты оркестра. Хор, пританцовывая, исполнил негритянский духовный гимн "Сухие кости", оркестр - увертюру к опере "Сорока-воровка" Россини. Все артисты вели себя так свободно и раскованно, будто знать не знали, что занавес открыт, а в зале аншлаг. Позже выяснилось, что так и было задумано: зрителям специально показали эпизоды из закулисной жизни театра, чтобы потом оправдать откровения артистов вне сюжета "Летучей мыши".
Самым ценным и редким в этом антре была каденция Баренбойма. Изумительной красоты музыка впервые звучала не только в Казани, но и в России, причем с личного разрешения самого маэстро. Как этого удалось добиться шефу Казанской оперы и автору идеи "Новогоднего бала-2009" Гюзель Хайбулиной - тема для отдельного материала...
В первом отделении публика с заметным удовольствием лицезрела анекдотичную ситуацию, легшую в основу сюжета "Летучей мыши": историю о том, как муж решил обмануть жену и отправиться на бал, в то время как ему полагалось отсиживать срок в тюрьме за мелкое хулиганство.
По-разному реагировали зрители на сцену "В тюрьме", которую со всем своим нерастраченным пылом сыграли солисты нашего театра Светлана Смирнова, Рафаэль Сахабиев, Мунир Якупов и Равиль Идрисов. Кому-то пришлись по душе затянутость и шутки уровня капустника, кому-то - нет. Но состояние, близкое к шоку, практически у всей публики вызвало появление на сцене казанской брейк-данс-команды "Inferno Breakers". Парни в спортивных костюмах ходили на руках и крутили фуэте на голове под польку Штрауса "Гром и молния". Кстати сказать, впервые в "Летучей мыши" брейк-дансеры появились в постановке Колин Серро для Парижской оперы...
По большому счету, удивлять зрителя - главная фишка оперетты Штрауса "Летучая мышь". Практически во всех постановках это делают в сцене "Бал у князя Орловского" - во вставных номерах. Гостями казанского бала стали Энрико Карузо (роль великого тенора сыграл Георгий Ониани, исполнивший стретту Манрико из оперы Верди "Трубадур"), Марио Ланца (роль этого легендарного артиста сыграл Нурлан Бекмухамбетов, он исполнил шлягер Леонкавалло "Рассвет")...
Были приглашены на бал и балетные танцовщики. Солисты Мариинского театра Анна Сысоева и Иван Козлов исполнили "Либертанго", женский кордебалет нашего театра - канкан из оперетты Офенбаха "Орфей в аду", Нурбэк Батуллин и Линар Гатин - бандитский галоп. Этот галоп зрители принимали так тепло, что его запросто можно было бы и исполнить на бис. Увы, не исполнили. И теперь, как мне известно, многие зрители штурмуют сеть Интернет в поисках видеоролика с записью этого галопа. Найти оригинал несложно: на хостинге YouTube, например, этот хореографический фрагмент в записи французского телеканала Mezzo выложен пользователем "natoth"...
И все же главным сюрпризом бала, судя по реакции публики, было выступление джазового пианиста-виртуоза Даниила Крамера. Говорят, его пригласили на казанский "Новогодний бал в Опере" чуть ли не за день до выступления: по объективным причинам не смог приехать пианист Леонид Чижик, маэстро Крамер согласился его заменить и выручил театр... Сначала он аккомпанировал на рояле Карине Чепурновой и женскому хору, которые исполняли колыбельную Клары из оперы Гершвина "Порги и Бесс". А потом сыграл импровизации на темы шедевров классики и свои оригинальные сочинения. Зал неистовствовал...
"Вечерняя Казань" №184 от 29.12.09 |