18.12.09Как казанец выиграл трансатлантическую гонку | Сергей КОЗИН
Завтра на острове Санта-Люсия (Карибские острова) официально завершится трансатлантическая гонка ARС-2009, победителем которой стала российская яхта "Big One". В составе экипажа яхты 2700 миль преодолел и казанец Айрат Шакиров.
Всего в гонке приняли участие 209 яхт. Из них лишь 19 (включая и Big One) выступали в гоночном классе, остальные - в круизном. Последние участники гонки лишь во вторник прибыли на остров Санта-Люсия, а победитель определился уже 4 декабря. Борьба за победу в конечном итоге развернулась между российской яхтой, монакской "Багирой" и английским экипажем Stay Calm.
А ведь в начале гонки никто и предположить не мог, что ARС-2009 преподнесет такую сенсацию. По словам Айрата Шакирова, старт гонки российскому экипажу не удался. Возникла проблема с передним парусом, пока его распутывали, упустили драгоценные минуты, и по итогам первого дня гонки Big One оказалась седьмой-восьмой. Следующие пять-шесть суток ушли на то, чтобы наверстать упущенное на старте. И только когда по спутниковой связи узнали, что вошли в квартет лидеров гонки, поняли, что победить реально.
Самыми захватывающими получились последние сутки. А на "финишной прямой" - это последние пять часов гонки - Big One помогли мастерство и опыт польского шкипера. Несколько его удачных маневров предопределили итоговое преимущество в 16 минут Big One. "Это то же самое, что доли секунды на соревнованиях автомобилистов или в мотогонках", - говорит Шакиров. С другой стороны, кажущаяся ничтожной дистанция в каких-нибудь 300 метров, отделяющих преследователя от другой яхты, в реальности может сокращаться день-другой...
- Ребята с "Багиры" морально были просто убиты, - рассказывает Айрат. - Их яхта превосходит нашу и по размерам, и по скоростным характеристикам. Так что, даже если бы мы финишировали вторыми, все равно нас признали бы победителями. Но в реальности лавры достаются экипажу, первым пересекшему финишную линию.
Победа Big One стала настоящей сенсацией в мире парусного спорта. На Санта-Люсии многие готовились чествовать "Багиру", лидировавшую до последнего дня.
Экипаж яхты состоял из 11 человек. Пятеро из них - профессионалы, участвовавшие в гонке на контрактной основе. В том числе польский шкипер Петер Мадей и один из самых известных российских яхтсменов чемпион мира Сергей Бородинов. Еще шесть российских яхтсменов (среди них и Айрат Шакиров) отправились в плавание за свой счет. Редкий случай: в составе экипажа Big One была женщина. Саманта Капушинска - супруга итальянца Атильо Миссиче, помогавшего Петеру Мадею в управлении яхтой.
Кстати, одной из основных обязанностей Айрата Шакирова на борту Big One была помощь "баковому" Миссиче в управлении парусами на носу яхты. Это один из самых ответственных и рискованных участков работы. Саманта тоже управлялась с парусами, а также готовила еду для всего экипажа. На вахту супруги отправлялись в разное время - таковы правила. Вообще, наличие в мужском коллективе женщины - это большое исключение, особенно когда речь идет о гоночной яхте, бытовые удобства на которой по большей части отсутствуют.
Титул победителей, поздравления и празднества на берегу - это все, конечно, здорово. Но по-настоящему запомнилось не это, а одиннадцать с лишним изнурительных суток. Гонка на Big One, по ощущениям Айрата, разительно отличалась от недавнего перехода на яхте "Алые паруса". Big One важно было не просто достичь цели, а сделать это как можно быстрее. Соответственно, требовалась ежесекундная концентрация, а шкипер постоянно вел поиск оптимальных вариантов управления яхтой.
Спальные места на Big One - одно на двоих. На сон в среднем в сутки отводилось по четыре часа. Да и в эти короткие отрезки заснуть по-настоящему было крайне сложно. Днем, к примеру, в каюте было жарко, как в сауне. К тому же в любой момент могла возникнуть необходимость в присутствии на палубе всего экипажа. Работа с парусами не прекращалась ни на минуту. На борт с собой в дорогу каждый из яхтсменов мог взять лишь минимум личных вещей. По ходу гонки несколько раз пришлось проводить на борту Big One и ремонтные работы: чинили паруса, вытачивали детали для механизма, поднимающего большой парус. А в середине гонки на яхте сломался опреснитель и закончилась питьевая вода. В оставшееся время брали пресную воду из балластного бака.
Теперь Айрат Шакиров мечтает о том, чтобы в одной из следующих крупных парусных гонок приняла участие яхта под флагом Татарстана. Он уверен, что в республике найдется немало таких же, как он, фанатов этого вида спорта, из которых можно составить конкурентоспособный экипаж. Значительных средств потребует строительство или аренда хорошей гоночной яхты. Но, по словам Айрата, эти вложения минимальны в сравнении с другими спортивными мегапроектами. Зато в случае успеха резонанс может оказаться вполне сравним с самыми громкими победами местных команд.
"Вечерняя Казань" №179-180 от 18.12.09 |