17.12.09Казанский трамвай "Желание" следует без остановок | Инна СЕРОВА
"Зачем нужен этот трамвай? Самый медленный транспорт, убирать его надо из города", - злятся автовладельцы, разрезая на рельсах покрышки и безуспешно пытаясь обогнать неповоротливые вагоны в час пик. "Зачем убрали трамвай из центра, с ним было так удобно", - возмущаются пассажиры, которых медлительный трамвай устраивал уже тем, что в отличие от автобусов в нем не было давки. А и впрямь, неужели трамвай нужен казанцам настолько, что в прокладку новых линий стоит вкладывать сотни миллионов рублей?
Вагоновожатая Фарида Нигметзянова уволилась, когда ее перевели из трамвайного депо № 1 в депо № 2: из поселка Нагорный в Авиастроительный район не наездишься. И теперь она тоже считает, что городу трамвай не сильно-то и нужен. Довод у женщины железный: она говорит, что с каждым месяцем трамвайщикам все труднее дается план по выручке - народ обходит этот вид транспорта стороной, потому что всем надо ехать побыстрее. У нее при увольнении за невыполнение плана, говорит Нигметзянова, вычли из зарплаты почти четверть: должна была получить за сентябрь больше девяти тысяч рублей, а получила шесть семьсот...
Судя по тому, что в отличие от троллейбусников водители и кондукторы трамваев постоянно жалуются на проблемы с планом, казанцы проголосовали против трамвая рублем. Но генеральный директор МУП "Метроэлектротранс" Асфан Галявов убежден, что трамвай Казани нужен. "В Европе считают, если трамвая в городе нет, то и города нет", - заметил он в разговоре с корреспондентом "ВК". И заверил, что сделает все, чтобы осуществить одно из самых главных своих желаний - не просто сохранить в Казани трамвай, но и сделать так, чтобы он не "оторвался" от развивающейся транспортной сети. После завершения работ по переносу трамвайных путей в Кировском и Московском районах Авиастроительный район заново соединят трамвайными путями с Московским, сказал он. Чтобы вписать этот вид транспорта в систему Большого Казанского кольца.
По мнению Галявова, трамвай - дело принципа: и своего рода украшение города, и один из самых надежных видов транспорта, при условии что на рельсы не будут заезжать автомобили. И чтобы трамвай надежно работал, надо просто приподнять пути над дорогой, что в Казани, кстати, и делается.
Руководитель Метроэлектротранса решительно не согласен и с тем, что трамвай можно и нужно заменять троллейбусом: "Когда троллейбус стоит в автомобильной пробке - трамвай по поднятым над дорогой путям идет". Скорее всего, Асфан Галявович не оказывался в пробках на проспекте Ямашева, когда на "поднятые" пути, тесня трамвай, умудряются взгромоздиться не только джипы, но и "Матизы".
К доводам в пользу трамвая он добавил и такой: 101 казанский трамвай за сутки перевозит 67 тысяч пассажиров, 169 троллейбусов - 113 тысяч. Расчеты показывают: один троллейбус перевозит в сутки 668 человек, один трамвай - всего на 5 человек меньше. А раз эти два вида транспорта пользуются спросом одинаково - значит, оба и должны существовать.
Жаль, ни у Галявова, ни у специалистов горисполкома не нашлось других цифр, которые позволили хотя бы грубо сравнить экономическую эффективность трамвая и троллейбуса. В пресс-службе исполкома сообщили лишь, что 5 километров новых трамвайных путей, прокладываемых в пределах Большого Казанского кольца, обошлись в 500 миллионов рублей (а всего новая развязка с дорогами в Кировском районе согласно смете стоит 4 миллиарда, то есть трамвай "съел" примерно одну восьмую). Но и не имея под рукой данных о стоимости прокладки новых троллейбусных линий, можно довольно уверенно предположить, что она обойдется дешевле.
Асфан Галявов полагает, что трамвай можно возродить, уведя за пределы центра города: "Он быстро и по расписанию ходит, например, по проспекту Победы, так будет и в других местах. Пути там новые, мы вообще переложили много участков, и результат налицо. Если в 2002 году с рельсов сходило по 7 - 8 трамваев ежедневно, то сейчас не чаще одного в месяц".
Ностальгию по трамваю наверняка испытывает не только гендиректор Метроэлектротранса, но и многие казанцы. Ведь, как говорят многие из них, они сошли с трамвая не потому, что не хотят на нем ездить, а потому, что он слишком медленно идет и часто подолгу простаивает, что зимой в нем жутко холодно, а летом чересчур жарко. Остается надеяться, что все произойдет, как обещает Асфан Галявов: старые кривые рельсы полностью заменят, трамвайные пути вынесут на окраины города и приподнимут над проезжей частью дорог, а в результате трамвай прибавит скорости - и пассажиры в него вернутся.
Вчера, почти с недельным отставанием от первоначально намеченного горисполкомом срока, в Казани началась "перепись" пассажиров общественного транспорта. Ее конечной целью является переработка транспортной схемы в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. Интересно, совпадут ли результаты обследования пассажиропотока с данными о перевозках, на основании которых строит планы развития трамвая руководство Метроэлектротранса?
"Вечерняя Казань" №178 от 16.12.09 |