26.11.09Стойкое сопротивление гламуру | Айсылу КАДЫРОВА
В Выставочном зале Музея изобразительных искусств РТ открылась персональная выставка казанского фотографа Андрея Титова "Сопромат". Титульное произведение экспозиции - "Гостиница "Казань". Титов запечатлел руины этого все еще потрясающего здания - пожалуй, главного среди оставшихся архитектурных шедевров нашего города, что мучительно сопротивляются неминуемому разрушению.
Глядя на эту черно-белую фотографию, отчетливо понимаешь, что ни одна современная постройка Казани, какой бы роскошной она ни была, не стоит этих облупленных стен с вековой историей. Что любой гламурный новодел - ничто по сравнению с подлинностью благородной красоты этого старинного здания.
Аналогичные мысли возникают при знакомстве с другими работами Титова. В цветной серии "Слепые", например, собраны фотографии исчезающих памятников деревянного зодчества Казани. Люди в этих домах уже не живут, окна выбиты... А в серии "Фантомы" Титов моделирует, кажется, невозможное: в современный, всеми сегодня узнаваемый городской пейзаж помещает фрагменты документального былого. Можно увидеть район Кольца, каким он был до появления торгового комплекса с одноименным названием, можно - навсегда теперь утраченный серый дом с лепниной на улице Пушкина...
Герои "истории сопротивления" от Андрея Титова - это не только разрушающаяся или уже утраченная архитектура Казани. Это еще и наши современники. В серии "Чтобы ты остался евреем" (названной как реальная книга, что запечатлена на одном из снимков) - колоритнейшие портреты и сюжетные фотографии, которые Титов сделал в казанской синагоге. В серии "Мальчики и девочки" - непарадные фотографии его друзей. Среди прочего на выставке экспонируются работы, копии которых приобрел у Титова недавно Русский музей. Это репортажные снимки "Безвременье" (часовых дел мастер поднимается на Спасскую башню Казанского кремля, держа в руках огромные часовые стрелки) и "Без названия", где запечатлена выгуливающая собачку старушка, одарившая фотографа пронзительным взглядом.
Андрей Титов - профессиональный художник, выпускник Казанского художественного училища. Очевидно, что это сказалось на его культуре зрения, внимании к деталям и обостренном чувстве цвета. Палитра его цветных фотографий - тема для отдельного материала. Если говорить коротко, то серия его цветных интерьерных и макроскопических фотографий удивляет не только гармонией и поразительной естественностью. Зрителю передается ощущение, будто он еще дотрагивается рукой до запечатленных объектов: до невесомых брызг фонтана, до матовой глади стеклянной посуды, до зеркальной стены современного отеля, до шершавого, будто густой гуашью выкрашенного минарета мечети...
Помимо эстетического удовольствия и приятного интеллектуального переживания выставка Андрея Титова помогла мне понять, что бывают фотохудожники хорошие, а бывают - большие. Творчество больших незабываемо и "некрикливо", его невозможно спутать ни с чьим другим, оно передает ощущение времени и всегда сопротивляется сиюминутной моде. Андрей Титов, по моему мнению, большой художник.
"Вечерняя Казань" №169 от 26.11.09 |