11.11.09Следующая станция - "Козья слобода" | Инна СЕРОВА
К Новому году метростроители рассчитывают начать отделку станции "Козья слобода". Они намерены до морозов завершить бетонирование перекрытия и уйти под землю - в тепло. Обратная засыпка грунта там уже началась.
Вчера заместитель генерального директора Казметростроя Вениамин Терзиманов устроил для нас экскурсию. Увидеть материалы и конструкции, которыми будет отделана станция, мы не смогли - их в Казань еще не скоро доставят. Осталось поверить метростроителям на слово.
- Вестибюль в серебристо-зеленоватых тонах с коническими колоннами, обшитыми современными материалами под металл, по замыслу архитекторов, должен вызывать ассоциации с гидроэлектростанцией, - сказал Терзиманов. - А под полом и за стенами будет скрыта система водоотвода, без которой всю эту красоту просто выдавило бы из земли.
Дело в том, что грунты здесь насыщены водой почти до самой поверхности. Станция заглублена всего на 14 метров, однако давление воды на нее даже с боков колоссальное: невооруженным глазом видно, как вбитый по периметру шпунт выгибается, подобно древнему луку. Чтобы стены вестибюля не выгнулись так же, по периметру ведется бетонирование - метростроители возводят монолитные железобетонные стены толщиной 70 сантиметров. Между этими стенами и металлическим шпунтом плотно набивают грунт.
Под полом вестибюля будет спрятан водоприемник, в который уже сейчас непрерывным мощным потоком поступает вода из дренажной системы. Пройдя через фильтры, она уходит в ливневую канализацию. Отключать водопонизительные насосы нельзя, иначе резко возрастет давление воды на стены вестибюля. И в лучшем случае станцию начнет подтапливать (именно это, кстати, происходит с "Суконной слободой", где по решению эксплуатирующей организации насосы, "съедавшие" энергии на 1,5 миллиона рублей в год, из экономии отключили почти сразу же после сдачи станции).
Больше всего казанцев, живущих в районах, где строится метро, волнуют вопросы удобства и безопасности. То есть, где будут входы-выходы, где переходы и не приведет ли строительство метрополитена вдоль плотно застроенной улицы Декабристов к повреждению старых домов?
По словам Вениамина Терзиманова, на выходах из метро сегодня приходится крепко экономить. К примеру, с "Козьей слободы" планировалось сделать шесть выходов: в сквер перед Молодежным центром, к энергоуниверситету, в сквер на другой стороне улицы Декабристов, а также к издательству, к ТРК "Тандем" и в сквер на Чистопольской на противоположном от энергоуниверситета углу. Однако пока деньги нашлись лишь на первые три выхода. Специалисты МЧС согласовали станцию в таком усеченном виде, так как безопасную эвакуацию людей из метро три выхода обеспечивают, а об опасностях, ожидающих пассажиров метро на переходах через дороги в условиях кризиса и нехватки средств, лучше не вспоминать. Между прочим, из экономии вместо четырех выходов из метро на "Проспекте Победы" построили лишь два, и когда найдут 750 миллионов рублей на остальные два выхода - неизвестно.
Что же касается входов-выходов на следующей станции - "Декабристов", то пока ни их количество, ни местоположение не известны. Слава богу, что с расположением вестибюля определились - он протянется точнехонько под дорогой от угла дома № 129 до сквера на углу улицы Шамиля Усманова.
- Несколько раз мы его двигали туда-сюда, потому что он то под один дом попадал, то под другой, а сносить ничего не хотелось, - пояснил Терзиманов. - Места очень мало. Хотя для выходов достаточно.
Зато для следующей станции, "Московской", которая появится на пересечении улиц Декабристов и Воровского, места хоть отбавляй. Ее будут строить на пустыре перед недостроенным вокзалом. Со входами-выходами здесь тоже еще не определились. И вообще обо всем, кроме того что станции этой непременно быть, говорится пока лишь в сослагательном наклонении. "Если туда все-таки когда-нибудь перенесут вокзал, то в Казани, как и в других городах, где есть метро, появится наконец прямой выход из метро к перронам", - заметил Терзиманов.
Он уверяет, что в результате строительства метро ни один сквер и ни один дом не пострадает. Выходы займут немного места, вырубать деревья на газонах не придется. Метростроители признают, что появятся дополнительные вибрации в расположенных поблизости от метро домах, но обещают так укрепить фундаменты, заведя под здания бетонные "подушки", что их прочность и долговечность только увеличатся.
"Осталось запитать" - так в Казметрострое отвечают на вопрос, почему не начинается проходка тоннелей в Соцгороде, где на станции "Заводской" еще в октябре установлены два проходческих комплекса. "Запитать" - означает подключить к электросетям. А энергии Метрострою не хватает. Энергетики все никак не согласуют подачу электричества на "Заводской", выставляют условия: выбирать выделенные лимиты по ночам и т.п. и т.д.
Второй вопрос - финансирование. Казметрострой с нетерпением ждет обещанного республиканским правительством в этом году миллиарда рублей. С начала года выполнено работ и закуплено оборудования более чем на 840 миллионов. Для завершения работ на "Козьей" необходимо еще 4 миллиарда рублей. А объект это супервостребованный: пока метро было коротким, оно представляло из себя аттракцион вроде потешной железной дороги, и спускались в него казанцы только на экскурсию. Пуск станции "Проспект Победы" привел к увеличению пассажиропотока почти с нуля до 100 - 150 пассажиров в час (в среднем). Пуск "Козьей", по предварительным прогнозам, должен обеспечить такой же, если не больший рост пассажиропотока...
"Вечерняя Казань" №160 от 11.11.09 |