26.10.09Кто отыщет пропавшие картины Константина Васильева? |
Стешин пишет: "Инвесторы" щелкали острыми зубами и без устали годами бродили поодаль, облизываясь, как серые волки вокруг пионерлагеря. И добром это не кончилось"…
Создатель музея, председатель Клуба любителей живописи Константина Васильева Анатолий Доронин повторяет, что здание подожгли инвесторы: "Днем они приезжали – хотели забрать печать, документацию музея и клуба. Мы не отдали. А ночью, 22 сентября, музей подожгли... Принесли горючую смесь. Кажется, это был бензин с маслом. Выбрали самый глухой угол здания, облили все и подожгли…"
ОЧЕРЕДИ К ХУДОЖНИКУ
Доронин рассказывает:
"Я познакомился с художником в последние годы его жизни, хотя признание и слава пришли к Васильеву только после смерти. Так часто бывает, слишком часто... В 1978 году я уговорил его мать, взял картины Васильева, привез их в Москву. В лютый мороз люди по четыре часа стояли на улице, чтобы попасть на выставку. Почти десять лет эту выставку возили по России. Мама художника, она была еще жива, сказала мне, дословно: "Картины – это не дрова, чтобы возить их взад-вперед, давайте подумаем о музее".
Место под музей искали долго. Мать поставила единственное, но трудновыполнимое условие: она будет жить там, где находятся картины сына. В 1988 году Анатолий Иванович организовал клуб, и почти сразу нашелся особняк промышленника Лианозова. Правда, разрушенный: от дома осталось всего три стены. Восстанавливали его почти десять лет, своими руками, на свои деньги. И в 1998 году музей открылся.
Доронин рассказывает: "Почти три года я обивал пороги правительства Москвы. Прошел каждого члена правительства, от каждого получил подпись. На это ушло три года, но нам выделили землю в аренду на 49 лет под строительство "Центра искусств"…"
СПЕЦИАЛИСТЫ ПО НАСЛЕДНИКАМ
Незадолго до смерти мать художника Клавдия Парменовна передала коллекцию картин в аренду клубу. Вокруг картин, как грифы-падальщики, уже начали крутиться мутные личности. Есть в антикварном мирке "специалисты по наследникам": они ждали, когда картины отойдут старшей сестре, рассчитывая на ее сговорчивость. По словам Анатолия Ивановича, мать перед смертью наказала ему: "Не позволяй ей продавать картины". Анатолий Иванович поклялся и сдержал свое обещание. Как только новая хозяйка бесценного состояния собиралась что-то продать, она обращалась к клубу, и клуб прилежно выкупал у нее картины, официально составляя соответствующие бумаги и акты. Разумеется, картины оставались в музее, который в начале XXI века уже приобрел всероссийскую известность.
Чертовщина началась в 2005 году, когда к сестре художника нашла подход некая Любовь Высоцкая, ныне проживающая в Англии. Она собралась построить на территории музея два высотных здания, пообещав сестре художника несколько квартир. Началась обычная рейдерская чехарда: поддельные подписи и протоколы, иски и изнуряющие суды.
Два собственника коллекции и музейного имущества – сестра художника и клуб периодически конфликтовали. При этом стоимость картин постоянно росла, и сейчас, по самым-самым скромным подсчетам, коллекция стоит свыше трех миллионов долларов! Сумасшедшие деньги принадлежали физическому лицу и общественной организации со смешным названием Клуб любителей живописи, с доверчивым и интеллигентным председателем во главе.
ОХОТА НА КАРТИНЫ
Минувшим летом Бутырский суд на основании старого решения Коломенского суда о правах на картины постановил изъять из музея 15 полотен и передать их сестре художника. Собрание клуба в ответ постановило: перед передачей провести экспертизу всех картин музея на предмет их подлинности экспертами Академии художеств.
Тому были, видимо, две причины. "Инвесторы" не раз обвиняли Анатолия Доронина в том, что все картины давным-давно проданы, а в музее висят копии – это раз. А еще члены клуба хотели сохранить в целости самую крупную коллекцию картин – 82 полотна. Тем более, ходили слухи, что с сестрой художника много лет вели переговоры власти Татарстана. И в республике, наверняка, нашли бы средства, чтобы построить для работ своего гениального земляка музей. По другим слухам, на Западе тоже нашелся крупный и богатый покупатель. |