22.10.09"Русские хиты" на сцене БКЗ | Татьяна МАМАЕВА
В Государственном Большом концертном зале РТ имени С.Сайдашева прошел концерт Государственного симфонического оркестра РТ, за дирижерским пультом можно было видеть маэстро Александра Сладковского. Выступление состоялось в рамках фестиваля "Дирижерская элита ХХI века", посвященного создателю нашего симфонического Натану Рахлину.
Сладковский среди дирижеров среднего поколения - фигура яркая. Долгое время он был дирижером Санкт-Петербургской капеллы имени М.И.Глинки. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с Российским национальным оркестром, Государственным академическим оркестром России, Большим симфоническим оркестром имени П.И.Чайковского, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии. Он - лауреат международных конкурсов и фестивалей, номинант санктпетербургской премии "Золотой софит" как лучший дирижер 2003 года.
Программа концерта была составлена из произведений русских композиторов - Чайковского, Лядова, Скрябина и Рахманинова. Как выразился сам дирижер в одном из интервью, публике были представлены "хиты русской музыки". Впрочем, если вдуматься, программа получилась разнообразной и очень выигрышной для оркестра, потому что давала возможность показать разные грани исполнительского мастерства. Надо отдать должное приглашенному дирижеру - он провел множество репетиций с нашим оркестром, так что результат, который мы обнаружили на концерте, получился далеко не спонтанно.
Академическую программу концерта Александр Сладковский выстроил по восходящей. От мажорного сочинения Чайковского, исполненного на открытии храма Христа Спасителя в Москве через элегичного Лядова и взрывную "Поэму экстаза" Скрябина к одному из рахманиновских шедевров - его Второй симфонии.
Вторая симфония - одно из самых народных по духу произведений Рахманинова. В ней есть и русская удаль, и сомнения. Но главное в этой симфонии - вера в будущее, и этот позитив был передан музыкантами необычайно точно. Исполняя Рахманинова во втором отделении, оркестр предстал в совершенно новом качестве, поразив аристократическим, но в то же время теплым, пластичным и текучим звучанием. Завораживала изысканная мягкость жестов Александра Сладковского - качество, встречающееся крайне редко, особенно в сочетании с уникально тонким пониманием музыки и строгостью в отношении текста исполняемого произведения. Особенно трогательно и проникновенно прозвучали вторая и третья части симфонии, в которых свободное дыхание оркестра, выпевание каждой интонации, каждой мелодической фразы создавали ощущение бесконечного вибрирующего музыкального пространства. Результат - шквал аплодисментов и крики "браво". Публика простила даже некоторую невнятность нюансировки в первой части симфонии, которой погрешила струнная группа. Но это была так, небольшая тень.
Сладковский нашел хороший контакт с казанским оркестром. Его мягкое и одновременно энергетически сильное дирижирование пришлось по душе и музыкантам, и публике. На первый взгляд маэстро не поражает чудесами темперамента, но при этом в его манере дирижирования чувствуются и сила, и убежденность.
Что касается Чайковского, Лядова и Скрябина, эти сочинения были маэстро слегка почищены и сыграны весьма достойно, хотя не без вопросов. Особенно возникали они во время исполнения "Волшебного озера" Анатолия Лядова. Сочинение немного декадентское, но скучноватое, основная его "фишка" - в "звучащей тишине". Именно это и не получилось у казанского оркестра.
Остается добавить, что фестиваль дирижеров рассчитан на весь сезон. Начался он более чем достойно, хочется верить, что и в дальнейшем мы не разочаруемся в приглашенной "дирижерской элите".
"Время и деньги" №198 от 22.10.09 |