14.10.09Статус есть. Будут и деньги | Ирина ПЛОТНИКОВА
Эту победу сейчас отмечают везде, где живут и работают выпускники КАИ-КГТУ им. Туполева. 7 октября по итогам конкурса Минобрнауки РФ этот вуз получил статус национального исследовательского университета (НИУ) наукоемкого машиностроения. "Нас признали элитой, это здорово, но на самом деле работа только начинается - статус ведь и отобрать могут..." - так прокомментировал эту новость ректор КГТУ им. Туполева Юрий Гортышов.
На победу работали не только в вузе, но и в правительстве РТ, в руководстве машиностроительных и авиационных предприятий, Академии наук РФ. Сыграли свою роль и включение гендиректора КамАЗа Сергея Когогина в состав конкурсной комиссии, и письмо Минтимера Шаймиева в ее адрес с гарантиями финансовой поддержки казанского НИУ, считают в КАИ.
Программа развития вуза-победителя рассчитана на десять лет. Средства из федерального бюджета (всего 1,8 млрд рублей) будут выделяться лишь в первую пятилетку. Еще 360 миллионов обязалась добавить республика. В сумме это в 7 - 8 раз больше того, что получал КГТУ им. Туполева на свое развитие до сих пор. Деньги пойдут на создание научно-образовательных центров, самых современных систем управления вузом и разработку новейших методик обучения и проведения научных исследований. Если все пойдет по плану, то к следующей пятилетке вуз должен набрать такой темп, чтобы покорять новые высоты уже без дополнительной господдержки.
Приоритетных направлений развития в Казанском НИУ будет пять. Первое связано с аэромеханикой, прочностью и проектированием изделий машиностроения, второе - с двигателями и энергоустановками, третье - с созданием в промышленности отечественных технологий и материалов, включая нанотехнологии. Также программа направлена на развитие в сфере радиоэлектронных, оптических и геоинформационных систем авиакомплексов и решение проблем управления в машиностроении.
В выходные Юрий Гортышов отправился в Москву, чтобы получить победный диплом и утвердить бюджет НИУ наукоемкого машиностроения КГТУ им. Туполева, а перед отлетом рассказал корреспонденту "ВК", что стоит за победой:
- Мы очень правильно выбрали направления: страна не может развиваться без своей авиации и собственного автостроения. И не случайно, что три из двенадцати университетов-победителей - это авиационные вузы. Мало победить, впереди - огромная работа! Статус ведь могут и отобрать... Например, за пять лет нужно удвоить количество аспирантов и довести годовой объем научных исследований с 300 миллионов рублей до 1,5 миллиарда. Будем готовить выпускников так, чтобы они могли прийти на предприятие и заняться его техническим перевооружением.
- Будет ли увеличен набор студентов?
- Чтобы готовить элитных специалистов, нужен тщательный отбор абитуриентов. Думаю, с течением времени мы даже немного уменьшим набор, чтобы довести до уровня, когда на пять студентов приходится один преподаватель... Будем сокращать подготовку по специальностям и увеличивать прием в бакалавриат и магистратуру, в том числе за счет приглашения лучших студентов из других вузов и регионов. Когда студент подрабатывает ночами, а днем между делом учится и он не очень мотивирован получать качественное образование - какой во всем этом толк? Если это изменить, тогда мы качество образования не на проценты увеличим, а в разы!
- А где гарантии, что выпускники НИУ не уедут развивать чужие экономики?
- За руку никого не удержишь. Но уезжают единицы, и они потом, уже встав на ноги, открывают предприятия в России. К сожалению, среди тех, кто остается, не все идут работать по специальности. Не все предприятия могут предложить достойную зарплату и социальные блага...
- Будут ли получать больше преподаватели национально-исследовательского университета?
- Это наша головная боль. Мы в среднем по КАИ уже увеличили зарплату в 1,5 раза, но я считаю, она все еще недостойна преподавателей и научных сотрудников... Напрямую взять конкурсные деньги и отдать их на прибавки к зарплате нельзя. Зато, например, можно заказать преподавателю разработку учебно-методического комплекса и оплатить ее. Мы планируем серьезно заняться менеджментом качества образования и будем приглашать лучших профессоров, в том числе и из-за границы. С десяток наших преподавателей сейчас работают в США, в Израиле, в Европе.
- Есть ли в вашем вузе аудитории, которые вы никогда не показываете гостям?
- К сожалению, есть. У нас до сих пор используется оборудование 40 - 50-х годов, например авиадвигатели. Но если бы вы меня спросили об этом два года назад, я был бы больший пессимист. Но мы уже получили полмиллиарда по грантам и оснастили ряд лабораторий уникальным оборудованием мирового уровня! Мы модернизировали аэродинамическую трубу, в которой на скорости до 60 метров в секунду можем "продувать" модели самолетов, отрабатывая все режимы посадки и взлета. Даже модель "КамАЗа" "продуваем". А еще есть мощная лаборатория статических и динамических испытаний: помещаем туда вертолетные, самолетные конструкции, даем предельные нагрузки - вплоть до полного разрушения - и смотрим, какие элементы соединения ведут себя ненадежно.
...По словам Юрия Гортышова, полная техническая "перезагрузка" затронет все факультеты и кафедры, которые попали в число пяти приоритетных направлений. На прощание наш собеседник поздравил всех, кто связан с КАИ, и признался, что еще и сам до конца не осознал, какой это успех - новый, национальный статус вуза:
- Это, наверное, самая великая победа в истории КАИ - войти в двенадцать элитнейших университетов России. Это успех всего коллектива и всех каистов. И я действительно разделяю лозунг, который всегда вспоминают наши студенты: "КАИ - пуп земли!".
"Вечерняя Казань" №149 от 14.10.09 |