13.10.09Без вины виноватые | Инна СЕРОВА
В этом году ГАИ зарегистрировала резкий рост ДТП с участием автобусов. Пропорционально выросло и число пострадавших. Однако председатель городского комитета по транспорту Айдар Абдулхаков утверждает, что статистику испортили не столько реальные аварии, сколько падения пассажиров во время движения автобусов.
В пятницу на брифинге в республиканском управлении ГИБДД журналистам сообщили, что за девять месяцев 2009 года по вине водителей автобусов на территории республики произошло 266 ДТП, в которых пострадали 358 человек - на 8 процентов больше, чем в прошлом году. Сейчас в АТП и ГАИ ищут способ сделать статистику более приемлемой. Всерьез обсуждается даже такой: перестать считать падение пассажира в салоне дорожно-транспортным происшествием.
В большинстве казанских автобусов пол поднимается тремя ступеньками: впереди он самый низкий, в середине, над коробкой передач - повыше, а третья ступенька находится в конце салона - над двигателем. Такой низкопольный автобус, хотя и удобен для инвалидов тем, что передний вход в салон опущен до уровня тротуара, но более травмоопасен. Стоящий пассажир рискует получить в нем серьезные ушибы даже при небольшом толчке. Что и отражает статистика.
Но вот почему количество ДТП выросло? Ведь автобусы такой конструкции в Казани в 2007-м появились.
- Такие падения случались и раньше, - сказал Айдар Абдулхаков корреспонденту "ВК", - но пассажиры стали намного чаще обращаться по поводу падений в травмпункты.
К примеру, в АТП-7 в 2008 году было лишь одно ДТП с пострадавшими, в этом - уже 25. Перевозчики винят в росте аварийности... пассажиров. Мол, просто они сообразили, что за падения можно тянуть с автопредприятий деньги. Начальник эксплуатационного цеха АТП-7 Владислав Люлин изложил корреспонденту "ВК" схему, по которой действуют пассажиры-вымогатели: "В салоне падает пассажир, но сразу об этом не заявляет, выходит на остановке, а спустя несколько часов или даже на другой день, подумав, посоветовавшись с родственниками, решает получить компенсацию, идет в травмпункт. Там сообщает номер автобуса, на котором ехал. Оттуда информация поступает в ГАИ. Водитель о том, что произошло ДТП, узнает последним - на другой день, когда его задерживают инспекторы ГАИ за то, что скрылся с места происшествия".
Между тем выход есть. Чтобы исключить вымогательство со стороны тех, кто в автобусе не ехал, и подтвердить справедливость притязаний тех, кто в нем действительно упал, надо оборудовать салоны автобусов видеокамерами. Но в том же АТП-7, которое, по признанию Люлина, крепко страдает от штрафов за допущенные падения пассажиров, делать это не спешат. Потому что камеры - штука дорогая...
А может, и по другой причине. В споре, было падение или нет, у перевозчика всегда есть шанс вину на пассажира переложить. Камера же соврать не даст. И еще кто знает, что она покажет. Может, количество падений еще и вырастет? Аварийность-то реально растет: в ДТП с участием общественного транспорта с начала года уже погибли 28 человек - вдвое больше, чем за 9 месяцев прошлого года.
"Вечерняя Казань" №148 от 13.10.09 |