06.10.09Али Хамраев: "На жюри было оказано мощное давление" | Айсылу КАДЫРОВА
В воскресенье на церемонии закрытия V Международного фестиваля мусульманского кино "Золотой минбар" поздравления в свой адрес услышали не только новоиспеченные лауреаты кинематографического конкурса, но и голливудский актер Арманд Ассанте. 4 октября ему исполнилось 60 лет.
На девять лауреатских званий и четыре спецприза V "Минбара" претендовали создатели 36 кинолент: тринадцати полнометражных игровых, четырнадцати документальных и девяти короткометражных. Выбрать достойных было непросто, так как в этот раз команда отборщиков фестиваля, которую возглавлял авторитетный немецкий киновед Ханс-Иоахим Шлегель, сформировала сильную конкурсную программу. Недовольство этой программой высказывали лишь представители Египта и Ливана: их оскорбило, что на "Минбар" впервые попал израильский фильм - полнометражный "Для моего отца" (о любви палестинца - террориста-смертника и израильтянки) режиссера Дрора Захави. В кулуарах они даже грозились впредь игнорировать казанский фестиваль, если в его программу будут входить израильские фильмы.
Скандала в итоге не было: то ли египтян и ливанцев успокоило откровение режиссера Захави, что он за мир во всем мире, а в арабо-израильском конфликте не поддерживает ни одну из сторон, то ли образумила настойчивая просьба представителей дирекции фестиваля вспомнить главную идею "Минбара", сформулированную в девизе "К диалогу культур - через культуру диалога".
- Самое страшное в человеке - ограниченность, - говорил потом на встрече с журналистами председатель жюри V "Минбара" Али Хамраев. - Все конфликты в этом мире происходят из-за ограниченности мышления. Шантаж, унижения, оскорбления, обиды - все это тоже от ограниченности. Нужно шире смотреть на мир. Бог един. Фестиваль "Золотой минбар" тем и ценен, что открыт для всех, что выходит за рамки мусульманского кино. Если бы здесь показывали только мусульманское кино, он был бы фундаменталистским.
Светский и толерантный характер этого фестиваля мусульманского кино проявился в единогласном решении жюри присудить главный приз V "Минбара" совершенно нерелигиозной картине - полнометражному игровому фильму Веры Глаголевой "Одна война". Как пошутил один мой коллега, на фестивале мусульманского кино победила не мусульманская Вера.
Серьезный, глубокий фильм Глаголевой основан на реальных событиях, происходивших в 1945 году на небольшом северном острове, где отбывали наказание женщины с детьми. И статуэтка "Золотого минбара" - не первая награда этого фильма. Он уже удостоился Гран-при кинофестиваля "Московская премьера", получил "Золотого Феникса" на фестивале в Смоленске...
- Если говорить о фильмах и их участии в фестивалях, то "право первой ночи" имеют лишь самые знаменитые в мире кинофестивали - Венецианский, например, Каннский... - фигурально выразилась член жюри Светлана Хохрякова. - "Золотой минбар" может выгодно отличаться от них, если будет ориентироваться на авторское кино и поддерживать истинное, а не коммерческое искусство.
На мой взгляд, такую благородную ориентацию на пятом фестивале подтверждала конкурсная программа документальных (лучшим жюри признало "Другую планету" Ференка Молдования) и короткометражных фильмов (лучшим стала "Дочь Марьям" Саееда Салмэн Аль-Мурри). А стилистическим по фестивальным меркам изъяном можно считать то, что в конкурсную программу игровых полнометражных кинолент вошел фильм Ридли Скотта "Совокупность лжи". Эта картина вышла в прокат осенью прошлого года, ее уже успели посмотреть практически во всем мире - и на большом экране, и на DVD. По справедливому мнению председателя жюри Али Хамраева, было бы разумнее, если бы фильм Скотта вошел в программу спецпоказов "Минбара", а не в конкурсную.
Кстати, Али Хамраев неожиданно признался журналистам, что на жюри "Минбара" было оказано мощное давление со стороны татарстанских властей.
- Еще никогда на меня так не давили, - заинтриговал он. - Подошли и сказали: "Большая к вам просьба: судите по совести, судите честно!"...
В итоге у членов жюри хватило совести проигнорировать достойную израильскую картину "Для моего отца": к сожалению, она не получила не единого приза. Зато целых три награды (за лучшие операторскую, режиссерскую работы и женскую роль) завоевал иранский игровой фильм "Свет в тумане". Лучшим режиссером документального кино на V "Минбаре" признали Беату Дзянович (за потрясающую картину "Воздушный змей"), лучшими сценаристами - Аиду Бегич и Ноэми де Лаппарен (совершенно некоммерческий, интеллектуальный игровой фильм "Снег").
Что касается татарстанских фильмов, то в конкурсе участвовала не конкурентоспособная игровая лента Юрия Фетинга "Бибинур", а далеко не самый лучший фильм Рамиля Тухватуллина "Орлы". Про "Орлов" один из зрителей очень верно, на мой взгляд, сказал: "Татарский театр победил татарское кино". И жюри, как мне показалось, не смогло не оценить этого, присудив победу в номинации "Лучшая мужская роль" сразу трем корифеям Камаловского театра - "орлам" Азгару Шакирову, Ринату Тазетдинову и Равилю Шарафееву.
"Вечерняя Казань" №145 от 6.10.09
|