24.09.09Встреча с героями Древней Эллады | Наталия ФЕДОРОВА
Выставка "Дети богов. Античные герои в древнем и новом искусстве", открывшаяся на днях в Центре "Эрмитаж-Казань", стала шестым совместным проектом музея-заповедника "Казанский Кремль" и Государственного Эрмитажа.
Открывая выставку, заместитель Премьер-министра - министр культуры Татарстана Зиля Валеева напомнила, что с тех пор, как в Казани появился филиал Эрмитажа, здесь прошло несколько интереснейших выставок, и все они так или иначе были связаны с культурой Востока. "И если раньше мы вглядывались в то, что особенно нам близко, теперь мы обращаемся к истокам человеческой цивилизации. Надеюсь, что это послужит импульсом для современного искусства", - сказала она.
"В наше время сложно назвать какой-то образ, который был бы одинаково героичен для всех. Потому сегодня, в начале XXI века, еще одно обращение назад, к детству европейской культуры, к античности, мы считаем символичным", - отметил в свою очередь сотрудник Государственного Эрмитажа и куратор выставки искусствовед Дмитрий Алексинский.
"Античная" экспозиция занимает пять залов, где представлено около двухсот произведений искусства. Созданные в разные эпохи (начиная с VII века до нашей эры), они зримо свидетельствуют, как менялись представления людей о героях древнегреческой мифологии, эпоса и культа.
Само значение слова "герой", имеющего древнегреческое происхождение, изменялось во времени. Сейчас для кого-то таковым является, например, Гарри Поттер. Между тем герой классической мифологии - в строгом смысле - это полубог, сын смертного родителя и божества, при этом не обладающий главным даром богов - бессмертием. Такое фатальное противоречие создавало множество драматических коллизий, то есть собственно мифологию, откуда черпали свое вдохновение поэты и художники античности. Скажем, если некоторые поступки Геракла, наиболее почитаемого персонажа древнегреческой мифологии, воспринимались ими как подвиги, то позднее, при Наполеоне, те же похождения Геракла изображались художниками в насмешливом духе и представлялись анекдотом, курьезом... Эту "перемену участи" можно почувствовать, переходя из зала в зал... Монументальность и многогранность образа Геракла обусловили посвящение ему самостоятельного раздела в экспозиции.
А первый раздел выставки посвящен древнегреческим героическим культам. По верованиям древних, за гробом герой обретал особое могущество, позволявшее ему оказывать существенное влияние на жизнь его соплеменников. Изображенные на надгробных стелах, они предстают возлежащими на пиршественном ложе или скачущими верхом победоносными всадниками, воинами или охотниками.
На выставке также представлены памятники античного искусства, воссоздающие эпизоды Троянской войны и образы ее участников, - это расписные вазы, скульптурные рельефы и живописные полотна. Один из залов посвящен реальным историческим личностям, возводившим свою генеалогию к божественным и героическим предкам. Среди них - Александр Македонский, который считался потомком Геракла по отцу, Гай Юлий Цезарь, претендовавший на родство с другим мифологическом персонажем - царем Энеем, сыном самой богини Афродиты. И даже средневековые французские короли намекали на то, что они одной крови с античными героями - так сильно было влияние классической мифологии на представления простых смертных о доблести и славе...
Как сообщил на прошедшей пресс-конференции заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа Владимир Матвеев, выставка "Дети богов. Античные герои в древнем и новом искусстве" продлится до конца марта 2010 года. А в апреле в Казани откроется седьмая выставка из собрания Государственного Эрмитажа, посвященная на этот раз французскому искусству XVII-XVIII веков. Больше того, по словам директора Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Казанский Кремль" Рамиля Хайрутдинова, планы их сотрудничества с Государственным Эрмитажем расписаны вплоть до 2013 года.
"Республика Татарстан" №191-192 от 24.09.09 |