Рустам ДАВЛЕТЬЯРОВ
71-й сезон в Театре оперы и балета имени М.Джалиля откроется 25 сентября премьерой оперы Дж. Пуччини "Мадам Баттерфляй". В постановке задействована интернациональная труппа во главе с режиссером Большого театра России Михаилом Панджавидзе.
Оперу Пуччини с Казанью связывает почти столетняя история. Первая постановка "Мадам Баттерфляй" в Казани прошла в 1911 году - всего через 7 лет после мировой премьеры в Ла Скала. На протяжении советского времени отечественные режиссеры также неоднократно обращались к знаменитой опере.
И вот, спустя ровно 30 лет с последней постановки, сцена Оперного вновь увидит "Мадам Баттерфляй". На этот раз спектакль ставит главный режиссер московского Большого театра Михаил Панджавидзе. В Казани Панджавидзе хорошо известен, здесь он ставил "Бориса Годунова" (2005), "Любовь поэта" (2006) и "Риголетто" (2009). Нынешняя постановка "Мадам Баттерфляй" обещает удивить неожиданным авторским прочтением оперы Пуччини.
"Избежать пряничности - была наша задача, - сказал режиссер. - Наше решение в стиле хай-тек, оно уводит в сторону от традиционных постановок с беседками и розовыми кимоно в зеленый цветочек".
Художник-сценограф из Новосибирска Игорь Гриневич и московский художник по костюмам Ольга Резниченко отказались от декоративности в пользу максимальной функциональности оформления спектакля: обилие стекла и металла напомнит скорее современные японские мегаполисы, нежели аутентичную культуру Страны восходящего солнца.
"Многие воспринимают историю Чио-Чио-cан исключительно как мелодраму, - полагает Михаил Панджавидзе. - Пуччини, я считаю, вообще дал карт-бланш плохим режиссерам: здесь есть все, что нужно для голливудской мелодрамы. Зрители будут рыдать, даже если обойтись одним только третьим актом". В видении Панджавидзе это не просто мелодраматический конфликт, это глобальная проблема, столкновение цивилизаций.
История Чио-Чио-cан, японской девушки, брошенной американским военным, - довольно распространенный сюжет, взятый из жизни. В полузакрытой Японии начала ХХ века было множество женщин с похожими судьбами. Известен случай, когда сына от такого смешанного брака японки и американского моряка увезли в США, где он вырос. В 1945 году, узнав о бомбардировках Хиросимы и Нагасаки, этот "сын Чио-Чио-cан" не выдержал и сошел с ума. Ведь это была не просто катастрофа с миллионными жертвами: капитуляция означала практически полный отказ от национального самосознания для всего японского народа. "Именно с этой точки зрения мы видим историю Чио-Чио-cан - глазами человека, знающего о трагическом будущем этой страны", - говорит Панджавидзе.
Вскоре после премьеры оперная труппа театра с новой постановкой отправится в гастрольный тур по Европе. В это время балетная труппа театра представит казанским зрителям программу "Месяц балета в Оперном". Зрители увидят недавнюю громкую премьеру - "Спартак" А. Хачатуряна в постановке Георгия Ковтуна, "Лебединое озеро", "Щелкунчик" и другие шедевры мировой балетной классики.
"Время и деньги" №176 от 22.09.09 |