17.09.09Проживем без автомобилей? Хотя бы один день… | Министерство экологии и природных ресурсов РТ призывает всех жителей и гостей республики поддержать Всемирный день без автомобилей и ограничить на один день - 22 сентября - пользование машинами.
Из досье "ВиД": традиция 22 сентября отмечать Всемирный день без автомобилей родилась в 1998 году во Франции. Тогда этот день отметили всего около двух десятков городов. Но уже к 2001 году к движению официально присоединились более тысячи городов в 35 странах мира. Понимая, что в современных условиях полностью отказаться от автомобилей просто невозможно, главы городов и руководители различных организаций хотят напомнить общественности о проблемах, которые несет с собой автотранспорт, хотя бы раз в год. Крупные города Европы в этот день сокращают использование автомобилей для поездок по городу.
Слишком большое количество машин - проблема глобальная. Ведь автотранспорт разрушает и биосферу планеты, и самого человека - каждый день автомобиль убивает более 3000 человек. А каждую минуту с конвейера сходит новенький автомобиль-убийца - такова статистика. При всем этом темпы производства продолжают расти: автомобиль находится на третьем месте среди самых рекламируемых товаров после алкоголя и табака.
Автомобильный транспорт перевозит более 80% народнохозяйственных грузов. На его долю приходится почти половина пассажирооборота. Автомобиль теперь действительно "не роскошь, а средство передвижения". Но за комфорт человечество платит дорогой ценой: ежегодно с отработавшими газами в атмосферу поступают сотни миллионов тонн вредных веществ. Автомобиль - один из главных факторов шумового загрязнения; дорожная сеть, особенно вблизи городских агломераций, "съедает" ценные сельскохозяйственные земли. Автомобильный парк сосредоточен, в основном, в городах. Если в среднем в мире на 1 кв. км территории приходится пять автомобилей, то плотность их в крупнейших городах развитых стран в 200-300 раз выше.
Автомобили сжигают огромное количество ценных нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным образом атмосфере. Воздух в крупных и крупнейших городах не только обедняется кислородом, но и загрязняется вредными компонентами отработавших газов. Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая с отработавшими газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов. Если помножить эти цифры на 400 млн. единиц мирового парка автомобилей, можно представить себе степень угрозы, таящейся в чрезмерной автомобилизации. Согласно данным статистики в США, все виды транспорта дают 60% общего количества загрязнений, поступающих в атмосферу, промышленность - 17%, энергетика - 14%, остальные 9% приходятся на отопление зданий и других объектов и уничтожение отходов.
В Татарстане в 2007 году автопарк предприятий выбрасывал в атмосферу 92,4 тыс. тонн загрязняющих веществ, индивидуальный автотранспорт - 240,8 тысячи тонн. В совокупности это составляет 54,9 процента от общего объема выбросов загрязняющих веществ. А сколько жизней и здоровья уносят дорожно-транспортные происшествия! В 2008 году на территории республики произошло 5958 ДТП, в них погибли 713 человек, ранено 7619, за 8 месяцев 2009 года - 3556 ДТП, в которых погиб 401 человек, ранено 4501.
Только в Казани ежедневно на улицах находится около 300 тысяч единиц автотранспорта. На 1000 казанцев приходится 260 автомобилей, ежегодно в городе становится на 30-40 тысяч машин больше. По прогнозам, к 2013 году их число может достичь 500000, что обязательно приведет к "пробкам" и транспортному коллапсу.
Экологические проблемы, связанные с автотранспортом, пытаются решить, переводя автомобили на двигатели, работающие на сжатом природном газе, заменяя физически изношенный парк автомашин, но результаты пока не радуют. Нашим властям нужно активнее этим заниматься: добиваться снижения выбросов в атмосферу, стимулируя перевод на экологически чистое топливо, приобретение автомобилей с двигателями "Евро-3", "Евро-4", рациональнее организуя дорожное движение. К примеру, в Казани разработана Программа развития улично-дорожной сети в 2009-2013 годах. У наших читателей тоже есть возможность поддержать экологические инициативы, оставив 22 сентября "железного друга" отдыхать в гараже.
"Время и деньги" №173 от 17.09.09 |