02.09.09Художники Татарстана славят социализм | Айсылу КАДЫРОВА
В Выставочном зале Музея изобразительных искусств открылась ежегодная экспозиция "Казань. День города и республики", в которой представлены лучшие за последнее время работы членов Союза художников РТ. Это живопись, графика, минимум скульптур и произведений декоративно-прикладного искусства.
Экспозиция огромная: занимает два этажа. Возле каждого экспоната - миниатюрная табличка, где указаны фамилия и первая буква имени автора, название работы и дата ее появления на свет. То, что явно не все они содержат верную информацию, становится понятно у знаменитого живописного полотна Александра Шадрина "Золотые лучики". Напись на табличке гласит: "Ю. Шадрин".
Несоответствие реальности - это, пожалуй, главная особенность экспозиции. Среди художников-реалистов этой коллективной выставки, если судить по работам, крайне мало тех, кто живет в ногу со временем. На картинах наши современники встречаются друг с другом, беседуют, загорают, ловят рыбу... Словом, занимаются всем тем, чем занимались их предки как минимум до третьего колена. Грубо говоря, ничего нового. В живописных мирах наших современных реалистов никто, как в жизни, не меняет валюту, не работает за компьютером, не плачет по умершему Майклу Джексону... Так что на фоне "старомодной" действительности на полотнах самым правдивым и современным "объектом" выставки после субботнего дождя казались островки тазиков и тряпок на паркетных полах выставочного зала, в которые гулко капала вода с протекающей крыши...
К "свежим" картинам в экспозиции можно было бы отнести работу К. Нафикова "Первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев" (2009 год). Главный герой огромного полотна, конечно же, узнаваем, но так, как на этом портрете, он выглядел, по-моему, лет десять назад. Шаймиева, похожего на себя, сегодняшнего, удалось, как мне кажется, запечатлеть художнику У. Абдулову - автору картины "Беседа" (2009 год). На этой картине изображен весенний парк, в парке за пустым столом сидят президент и его "собеседники": певица Зиля Сунгатуллина, драматург Туфан Миннуллин, председатель Госсовета РТ Фарит Мухаметшин, председатель Союза художников РТ Зуфар Гимаев... Всего пятнадцать "собеседников". Живой татарский классик - народный художник России Ильдар Зарипов, чьи работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, - представил на этой выставке картину 2006 года "Да здравствует социализм!". В принципе, масштабное полотно с изображенной на нем семьей колхозников можно было бы назвать нейтрально - "На сеновале". Или "В рабочий полдень". Но Зарипов удивляет. Не столько тем, что воспевает социализм, сколько неожиданным соблюдением стандартных законов маркетинга. Известно ведь, что чем больше пространства в сознании людей занимает бренд, тем он успешнее, дороже. Я имею в виду грандиозные масштабы бренда "социализм" в сознании потенциальных зрителей выставки.
Верным своей излюбленной теме представлен в экспозиции "плодово-ягодный" Владимир Кочунов: выставку украшают его узнаваемые "сочащиеся" натюрморты с калиной и малиной. Запоминаются работы Р. Фаттахова "В субботу", "Мелодии старого двора": сюжетные картины о жителях казанских трущоб, по динамичности сравнимые с репортажными фотографиями. Одно из произведений этого художника - "На службе" - свидетельствует и о его бесхитростной находчивости. На картине изображены старик с собакой, они собирают в шляпу милостыню. А в шляпе лежат настоящие (приклеенные к холсту) пятикопеечные монетки.
Откровением в этой экспозиции стали для меня картины Резеды Ямановой-Ямали "В гостях" (натюрморт с самоваром и чак-чаком) и "Бабушкины тропинки" (деревенский пейзаж). Трудно передать словами впечатление от этих великолепно выписанных, глубоко национальных полотен. Так, как эта художница, мог бы увидеть и передать в красках татарский быт, например, голландец Якоб де Хейсх. А если проводить аналогию с музыкой, то картины Ямановой-Ямали - это как татарские народные мелодии, исполненные на органе...
"Вечерняя Казань" №131 от 2.09.09 |