Лилия ХАБИБУЛЛИНА
В столице Татарстана начинается очередной, третий этап реализации программы "Транспортная карта Казани". С 1 сентября пластиковые проездные билеты будут обладать функцией "электронный кошелек". Власти города намерены в конечном счете довести долю электронных платежей в общественном транспорте Казани до 95%. "АК БАРС" Банк уже инвестировал в этот проект, учрежденный совместно с исполкомом города, 180 млн. рублей. Окупить затраты планируется через пять лет.
УЙТИ ОТ "СЕРЫХ" ДЕНЕГ
По замыслу казанских властей, только 5% пассажиров казанского общественного транспорта, преимущественно гости столицы, будут рассчитываться наличными. К этому стремятся власти города, сообщил вчера на пресс-конференции в мэрии председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков. Из сегодняшних 450 тыс. пассажиров уже 120 тыс. (льготники) регулярно пользуются электронными проездными документами. Всего же их обладателями являются более 160 тыс. человек.
Напомним, реализация первого этапа проекта "Транспортная карта" началась 1 июня 2008 года. Тогда "АК БАРС" Банк выдал более 130 тыс. транспортных карт с банковским приложением Visa гражданам, имеющим право на единый социальный проездной.
Вторым этапом, по словам Абдулхакова, стала активная продажа горожанам электронных проездных. И вот теперь казанцам предлагается подключить к ним услугу "электронный кошелек" или же купить новую карточку за 50 рублей. В последующем, власти планируют стимулировать безналичные расчеты, как в Москве и Самаре, где билет, купленный за "живые" деньги, дороже электронного. Пользу от такой формы работы они видят как в повышении культуры обслуживания, так и в ликвидации теневого оборота денег в транспортной сфере.
"АК БАРС" БАНК СПРОСИТ С "ДОЧКИ" В 2012 ГОДУ
ОАО "Транспортная карта" было учреждено в 2006 году мэрией города и "АК БАРС" Банком. Все проекты компания реализует на кредитные средства банка. Учредитель выдал ей три займа на общую сумму 133 млн. рублей со сроками погашения в 2012 и 2013 году.
По словам и.о. директора ОАО "Транспортная карта" Рамиля Якупова , инвестиции окупятся лет через пять за счет платежей перевозчиков.
Денежные средства движутся следующим образом. Расчет с перевозчиками производится ежемесячно по согласованию с комитетом по транспорту исполкома Казани. ОАО "Транспортная карта" заключает агентский договор с каждым перевозчиком отдельно. За свои услуги она получает вознаграждение в размере 5% от суммы, подлежащей перечислению конкретному перевозчику по итогам месяца (агентское вознаграждение с МУП "Метроэлектротранс" - 4%).
В дальнейшем вознаграждение распределяется между агентами - ГУП УПС "Татарстан Почтасы", Банк Казани, Банк Татарстан (Сбербанк), МУП "ЕРЦ" - а также процессинговым центром ("АК БАРС" Банк) и ОАО "Транспортная карта". Доход Транспортной карты складывается из аренды и обслуживания техники (договор аренды имущества с правом выкупа и предоставления сервисного обслуживания) и комиссии от продаж.
БАНКИ ПРИСМАТРИВАЮТСЯ
60 тысяч электронных проездных с "электронным кошельком" выпущены и доставлены в пункты продажи, сообщил Якупов. В ближайшее время дополнительно будет эмитировано еще около 120 тыс. штук.
- На первые недели карт достаточно. Изготовить их не так долго, любое количество можем выпустить, - говорит Якупов. - Исходя из практики, могу сказать: ажиотажа не будет.
Приобрести новые билеты можно в отделениях почты и киосках сети "Горпечать". Пункты пополнения "электронных кошельков" - отделения Сбербанка, Банка Казани, Татарстан почтасы и терминалы системы "Kazpay ".
- Все банки хотят сотрудничать, но смотрят, как проект пойдет. Возможно, позже подключатся, тогда уж мы будем выбирать, с кем работать, - подчеркнул Якупов.
Ограничениями сегодня являются минимальная сумма платежа – 100 рублей – и количество пунктов оплаты.
"БИЗНЕС Online" от 27.08.09 |