Наталья ГОЛОБУРДОВА, Лилия ХАБИБУЛЛИНА
Иностранные торговые сети, такие как "Метро" и "Реал" продолжают сопротивляться приходу на свои прилавки продукции татарстанского производства, утверждают чиновники минпромторга РТ. Татарстанские и российские сети хотя и сделали шаги на встречу призыву властей "Покупай татарстанское!", но результаты остаются очень скромные.
Доля татарстанской продукции в ассортименте крупных торговых операторов составляет всего 43% (в 2008 году – 38%), в товарообороте – 54% (в 2008 году – 46%). Как выяснилось вчера на коллегии минпромторга РТ, многие из татарстанских производителей оказались не готовы к работе с крупными торговыми сетями даже в режиме наибольшего благоприятствования.
ТАТАРСТАНСКОЕ - ЗНАЧИТ СВЕЖЕЕ?
Как рассказал министр промышленности и торговли Равиль Зарипов, переговоры с зарубежными торговыми сетями продолжаются, "но пока разговор идет не просто".
Зарипов отметил, что когда торговые сети приходили в Татарстан, государство сделало ряд шагов им навстречу, таких как выделение земельных участков, подключение к объектам инфраструктуры на льготных условиях. И продолжает рассчитывать на ответные шаги в виде особого внимания к товарам, производимым в Татарстане.
- Наша цель не в том, чтобы не завозить продукцию из Франции. Надо свое продавать, хотя бы по одной причине, чтобы продукция была свежая. В течение недели если полежал продукт, вкус уже не тот. А если завозить из-за границы, то уже минимум двухнедельный срок проходит, значит надо добавлять консерванты и вещества, которые позволяют сохранить товар, - сказал министр.
СЕТИ ПОЖЕРТВОВАЛИ БОНУСАМИ
Прицельную борьбу с бонусами за вхождение в торговые сети как некую антикризисную меру для татарстанских предприятий минпромторг РТ начал еще в конце прошлого года. На совещании по вопросу взаимодействия сетевых розничных операторов с местными товаропроизводителями в декабре 2008 года сообщалось, что известно более десяти видов различных бонусов. Причем, их размер может достигать как 3%, так и более 14% от стоимости поставляемой продукции.
Как стало известно вчера из доклада замминистра промышленности и торговли РТ Олега Власова, в министерстве разработан проект положения о порядке доступа республиканской продукции сельхозпереработки в торговые сети, который предусматривает отмену бонусов и дополнительных условий для вхождения в торговые сети. Любопытный факт: Бэхетле, Эдельвейс, Народный, Эссен и Универсалторг добровольно взяли на себя обязательства по облегчению жизни местным товаропроизводителям. В то же время татарстанская торговая сеть "Ак Барс "Пятерочка", входящая в холдинговую компанию "АК БАРС", положение минпромторга до сих пор не подписала.
На коллегии был озвучен еще один небезынтересный факт: если производители раньше плакались на неподъемные бонусы, всевозможные невыполнимые условия, то теперь проблема как будто решена. Однако, как выяснилось на коллегии, предприниматели подвели правительственное лобби.
- Отдельные товаропроизводители, для которых были созданы лояльные условия для вхождения в торговые сети, не выполняют в полном объеме свои договорные обязательства. Так, только за последние три недели отмечены недопоставки в значительных объемах молочной продукции, мяса птицы, - заявил Власов, дипломатично не назвав имена конкретных компаний.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ И СЕТЕВИКАМИ ОФОРМЯТ ЗАКОНОМ
Точку в конфликте между товаропроизводителями и торговыми операторами этой осенью должен поставить новый российский закон о торговле, заявил на коллегии депутат Госдумы, экс-министр торговли Татарстана Хафиз Салихов. В сентябре Госдума РФ рассмотрит законопроект в первом чтении. По словам Салихова, в законе есть преференции для сельхозпроизводителей, и в целом соблюден баланс интересов всех сторон. Коснувшись темы отношений сетей и производителей, депутат вспомнил предысторию вопроса:
Новый закон подразумевает введение стандартизированного договора между производителем и продавцов, регламентируются сроки оплаты поставок и сроки реализации разных групп товаров: 10, 30 и 45 дней. Еще из положительных новшеств – фиксировать торговую надбавку, как предполагалось, не будут.
- Есть и отрицательные моменты, - заметил Салихов. - Порог доминирования для сетей установлен в размере 25 процентов. К примеру, если доля одной компании в товарообороте муниципального образования - 25 процентов, она не может далее открывать магазины и развиваться. Может быть, для Казани это не так страшно, но для маленьких городов и районов это нежелательное явление. Причем, если у одной сети уже есть 50 процентов, она может продолжать работать, а ее конкурент уже не имеет права идти дальше. Мы, конечно, будем протестовать против этой нормы.
"БИЗНЕС Online" от 26.08.09 |