24.08.09Техничный выход | Гуля ГАЙНУТДИНОВА
Немецкая сеть бытовой техники и электроники Media Markt намерена выйти на рынок Казани, открыв в городе до конца 2010 года два магазина. Компания заявляет, что планирует стать лидером на местном рынке продаж бытовой техники и электроники. Тем не менее участники рынка не выражают опасений в связи с приходом нового игрока, полагая, что с открытием первого магазина сеть сможет рассчитывать на 10-15% объема рынка. Ритейлеры считают, что открытие магазинов Media Markt осложнит деятельность остальных игроков, но несильно и ненадолго.
ООО «Медиа-Маркт-Сатурн», управляющая в России сетью бытовой техники и электроники Media Markt, сообщило, что в четвертом квартале 2009 года откроет первый магазин в Казани. Он будет расположен в ТЦ «Детский мир» на улице Петербургской, общая площадь магазина составит 6,1 тыс. кв. м, торговая — 4,3 тыс. кв. м. В магазине будут представлены 45 тыс. наименований товаров, говорится в сообщении. Ранее компания заявляла о планах открыть в Казани магазин в ТЦ «Южный». PR-менеджер «Медиа-Маркт-Сатурн» Елена Скальская подтвердила намерение компании, сообщив, что в ТЦ «Южный» будет запущен второй казанский магазин сети. Компания планирует открыть его до конца 2010 года, общая площадь магазина составит восемь тыс. кв. м.
Сеть Media Markt создана в 1979 году, входит в состав Media-Saturn-Holding GmbH и является лидером европейского розничного рынка бытовой техники и электроники. Располагает 560 магазинами в 14 европейских странах. В 2006 году сеть вышла на российский рынок, открыв к сегодняшнему дню 15 магазинов. В 2009 году компания открыла свой второй магазин в Самаре, до конца года собирается запустить по одному магазину в Тольятти, Казани, Омске, Екатеринбурге и Москве. Оборот Media-Saturn-Holding GmbH в 2008 году составил 19 млрд евро, объем продаж российского подразделения — 374 млн евро.
Объем инвестиций в открытие торговых точек ритейлер не озвучивает. Источник среди участников рынка, пожелавший остаться неназванным, сказал, что «в бюджете Media Markt предусмотрено 3,5 млн рублей на рекламную кампанию в связи с открытием, инвестиции в товарные запасы составляют 50-60 тыс. рублей на кв. м, на оборудование и ремонт с учетом коммуникаций затрачено 60-70 тыс. рублей на кв. м». «Много Media Markt в открытие торговых центров не вкладывала — с учетом того, что компания приходит на готовые помещения, инвестиции на кв. метр составили не более $400-500»,— считает управляющий партнер компании Management Development Group Inc Дмитрий Потапенко.
Долю рынка, которую Media Markt рассчитывает занять в Казани, и планируемые объемы продаж ритейлер также не оглашает. Однако, как заявила госпожа Скальская, «компания намерена стать лидером на рынке продаж бытовой техники и электроники в Казани», в частности, за счет того, что «Media Markt является децентрализованной структурой, то есть каждый магазин в любом городе функционирует как отдельная компания, что дает возможность оперативно реагировать на любое изменение рынка, учитывая специфику региона». Отметим, что Media Markt приходит на рынок, откуда с начала года ушли несколько операторов бытовой электроники: закрыла все четыре магазина в Татарстане федеральная сеть «Мир», в марте о ликвидации всех своих магазинов объявил татарстанский оператор бытовой техники «Элекам» (Набережные Челны), принадлежащий экс-депутату Госсовета Татарстана Валерию Емельянову, закрылась большая часть магазинов местной сети «Александр ЛТД». По данным группы компаний DOMO, сегодня на казанском рынке продаж бытовой техники и электроники «М.Видео» занимает долю в 26%, «Техносила» — 21%, DOMO — 20%, «Эльдорадо» — 15%.
«Рынок перегрет, там высокая конкуренция и серьезные местные игроки, которые достойно конкурируют с федеральными сетями, так как намного лучше знают своего потребителя»,— считает PR-директор компании «Мир» Елизавета Тотунова. По ее мнению, новый игрок начнет утверждаться на рынке за счет демпинга. «Приход Media Markt на этот рынок осложнит деятельность остальных игроков, но несильно и ненадолго. В отличие от других сетей Media Markt может себе позволить первое время работать в убыток. Они привлекают большим ассортиментом, громкими акциями, но на самом деле потом довольно быстро устанавливают рыночные, а то и выше, цены»,— сказала госпожа Тотунова.
Генеральный директор ГК DOMO Антон Сайфутдинов отметил, что немецкий ритейлер открывает магазины не в самых удачных местах: «Мы бы там не открылись даже при стоимости аренды 150 рублей за кв. метр (средняя арендная ставка по городу составляет 500-600 руб. за кв. м)». Господин Сайфутдинов полагает, что с открытием первого магазина Media Markt «вряд ли займет и 10% рынка, поскольку совсем рядом с „Детским миром“ находится магазин сети „М.Видео“, которая сейчас в очень хорошей форме». В компании «Эльдорадо» считают, что Media Markt сможет занять 15% казанского рынка. «Рынок бытовой электроники сузился на 20-40% по сравнению с прошлым годом, и сейчас очень благоприятное время, чтобы открываться,— пояснил PR-директор сети Илья Новохатский.— За счет ухода конкурентов можно увеличить долю на рынке, к тому же сейчас у ритейлеров очень хорошие возможности по части арендных ставок». Однако господин Потапенко убежден, что приход нового оператора на рынок Казани «никак не повлияет на расстановку сил». «Одни ушли, другие пришли и что из этого? Количество „музеев“ (малопосещаемых ТЦ.—„Ъ“) в Казани зашкаливает за все пределы, и особых продаж у Media Markt не будет»,— считает он.
"Коммерсант. Волга-Урал" №154 от 22.08.09 |