20.08.09"Новая школа" ждет кандидатов наук | София САЙГАНОВА
"Новая школа", которую собирается строить Россия, состоится только с появлением нового учителя, блестяще образованного, эрудированного, признанного лидера, - таков татарстанский взгляд на эту проблему. Понятно, что такому учителю и платить придется соответственно, но республика готова раскошелиться, сказал на прошедшем вчера традиционном августовском педсовете министр образования и науки Альберт Гильмутдинов.
В своем докладе он рассказал о нынешних проблемах школы и вуза и очертил общие контуры будущей программы развития образования республики на период с 2010 по 2015 годы.
О том, какое значение придают в республике изменению системы образования, говорит участие в педагогическом форуме Президента Татарстана Минтимера Шаймиева, Премьер-министра Рустама Минниханова, Председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина.
Где тонко, там и рвется
Образование в республике не может оставаться на нынешнем уровне, считает Альберт Гильмутдинов. Тревожных "звоночков" уже немало: ЕГЭ наши выпускники по всем предметам сдали хуже, чем сдавали в среднем по РФ, а тех, кто не справился с заданиями по математике и русскому языку, у нас вдвое больше. Причем большинство медалистов набрало меньше 65 баллов из 100 возможных, то есть не подтвердило медаль. Лишь один из десяти победителей предметных олимпиад поступает в казанские вузы. Остальные - уезжают в Москву и Санкт-Петербург.
И это при том, что в республике немало делается для системы образования. Как заметил Президент РТ, даже в условиях кризиса о школе не забывают, почти половина расходов скорректированного республиканского бюджета тратится на образование. В чем же дело?
Учитель, перед именем твоим…
- В учителе, - убежден министр образования. - Сколько денег ни вкладывай в оборудование и новостройки, без харизматичного учителя толку не будет.
А что происходит с подготовкой педагогических кадров теперь? Только 40 процентов выпускников педвузов приходит в школу. 20 процентов из них уходят, едва проработав год. О подготовке, которую они получают в стенах вузов, - разговор особый. По мнению министра, в педвузы зачастую идут слабые абитуриенты, а готовят их преподаватели, которые сами не помнят, когда видели живого ученика. Чтобы хоть отчасти исправить положение, министр предложил каждому вузу взять под свое крыло несколько базовых школ, где вузовские преподаватели могли бы вести уроки. Ту же практику можно предложить Институту развития образования: повышать квалификацию учителей не на кафедрах, а в школах.
Альберт Харисович решил начать с себя: он собирается в этом году вести в одной из школ "основы лидерства". Кстати, мэр Казани Ильсур Метшин в своем выступлении также затронул тему лидерства. Он привел данные опроса, проведенного среди казанских студентов: лишь 5 процентов из них готовы открыть свое дело. Связано это с отсутствием лидерских качеств и с профессиональной некомпетентностью. Зато других амбиций - желания получить большую зарплату, хорошую квартиру, машину - у ребят хоть отбавляй.
Головной болью республиканского образования остаются и малокомплектные школы: у нас 42 школы, где учится 1 ученик, 49, где 2 ученика, 59, где 3. Из 2300 школ республики малокомплектных - половина. Это как раз те случаи, когда, по словам министра, за самое низкое качество образования государство платит самую дорогую цену. Выход из этой ситуации он видит в переводе учеников в базовые школы (сейчас их 253, скоро к ним прибавятся еще 53, программа "Школьный автобус" успела себя хорошо зарекомендовать), в открытии интернатов при базовых школах. Кстати, в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века в республике была такая практика. И третий вариант - дистанционное обучение.
Для того, чтобы побудить педагогов к инновациям, министр предложил учредить педагогическую номинацию в конкурсе "50 лучших инновационных идей". Хотя и без того 74 процента разработок-победительниц принадлежат вузовским ученым. |