13.08.09Учителей ожидают деньги и почет | София САЙГАНОВА
Вчера на заседании секции СМИ республиканского августовского педсовета министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов рассказал о том, что создатели новой программы развития образования в республике намерены "танцевать" от роли учителя. А это значит, что учителей ждут приличные деньги и высокий общественный статус.
Программа, о которой идет речь, - межведомственная и президентская, поэтому, на взгляд министра, в отличие от прочих аналогичных начинаний она не останется только на бумаге. Сейчас над ней работают около 40 специалистов, но пока определены лишь основные направления программы и расставлены акценты.
- Все, что мы делали до сих пор, - строили школы, оснащали их современным оборудованием, не приведет к отрадным переменам без сильного учителя, - сказал Альберт Харисович.
По его словам, все страны, которым удалось поднять свою систему просвещения до уровня мировых образцов, достигали прорыва за счет повышения квалификации учителя и переоценки значения педагогического труда. При этом министр ссылался на пример Финляндии и Великобритании. Еще шесть лет назад ситуация в системе английского образования мало чем отличалась от нашей, а сейчас профессия педагога - самая востребованная у молодежи Великобритании. Не случайно же организатор английской реформы посвящен в рыцари.
Итак, по мнению наших реформаторов, школе нужны учителя новой формации. Причем вербовать их собираются не только среди выпускников педвузов. В школу будут приглашать лучших магистров из КГУ, обоих КГТУ, других вузов. Чем же будут заманивать молодежь в школу? Зарплату учителям назначат не меньше, чем в секторе реальной экономики, обеспечат жильем, создадут условия для занятий наукой. В течение пяти лет эти педагоги должны будут защитить кандидатскую, через десять - докторскую. Они получат статус учителей-исследователей. Самые квалифицированные из них станут экспертами, которые лишь 10 процентов рабочего времени тратят на то, чтобы давать уроки, а 90 процентов - на анализ работы коллег и разработку рекомендаций для них.
Что же станется с ныне действующими учителями? Их учащиеся, начиная с 7-го класса, будут проходить ежегодные фронтальные проверки по русскому языку, математике и двум предметам по выбору. На основании этих проверок станут судить о качестве учительской работы. Лучшие учителя будут получать второй оклад, тем же, кто в течение нескольких лет окажется в числе худших, придется искать другую работу. Фронтальные проверки позволят трезво оценить положение дел с образованием по всей республике.
Перспектива заманчивая и для учительского сердца - самая благостная. Только вот каково оно все будет в реальности? Если оплата педагогического труда уравняется со средней в реальном секторе (сейчас это около 15 тысяч рублей), то я сильно сомневаюсь, что перспективные ребята за ней погонятся. Любая фирма средней руки предложит им больше. Найдет ли республика средства, чтобы платить учителю 25-30 тысяч рублей? Труд-то, действительно, тяжелый, он стоит и больших денег. Но мечтания о них - это уже из области фантастики…
Есть сомнения и по поводу фронтальных проверок. Можно ли результаты тестирования возводить в абсолют? Во-первых, многие старшеклассники занимаются с репетиторами и "чистой" картины все равно не получится, во-вторых, нельзя не учитывать психологию - школьник может переволноваться и завалить тест. Почему бы не пойти по пути зарубежных коллег, которые, оценивая знания, учитывают всю работу ученика в течение года: самостоятельные и контрольные работы, доклады, сообщения, оценки в четвертях. Собственно, раньше, когда еще не ввели ЕГЭ, знания оценивали куда объективнее. ЕГЭ же еще отзовется нашей школе снижением качества знания, потому что учителя вместо того, чтобы глубоко вникать в предмет, займутся "натаскиванием" на заранее определенные вопросы. Все эти факторы должны учитывать создатели программы, а то выйдет по исконно российскому принципу: "хотели как лучше…"
Журналистов интересовали не только планы Минобразования, но и проблемы, решение которых не терпит промедления, в частности, будущее малокомплектных сельских школ. По словам министра, возможны такие варианты: перевод учащихся в ближайшую базовую школу, устройство их в интернаты и дистанционное обучение. Пока же, считает Альберт Харисович, ученики малокомплектных школ получают самое "низкое качество образования по самой высокой цене". Между тем начальную школу дети должны заканчивать без троек, чтобы с малых лет не обрастать комплексами и не ставить на себе клеймо неудачника.
На секции обсуждались формы сотрудничества СМИ и педагогического сообщества.
"Время и деньги" №149 от 13.08.09 |