10.08.09Как пройти к электричке? А вы осторожненько | Анна АЛТЫНОВА
О безопасности и комфорте пассажиров пригородных электричек работники железной дороги заботятся, похоже, только на словах: развешивают вдоль платформ призывы соблюдать осторожность и по путям не ходить. А больше, собственно, ходить людям и негде.
За полгода, по данным Казанской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, электрички и пригородные поезда перевезли 6,4 млн пассажиров. Пригородный комплекс - это 16 вокзалов, 18 пассажирских зданий и 260 платформ, около двух десятков из которых находится в пределах городской черты Казани. ...На платформу "Адмиралтейская слобода" ведет подземный переход. Но пассажиры, рискуя сломать ноги, карабкаются на железнодорожную насыпь, перелезают через ограждение, поставленное именно для того, чтобы направить всех в безопасный переход. Как раз в него-то люди и опасаются заходить: там нет света, грязь, вонь, к тому же квартируют бомжи, а значит, запросто можно лишиться кошелька, если, скажем, вы припозднились, а у бездомных как раз на бутылку не хватает.
Подземный переход в Дербышках несознательные граждане тоже используют как туалет. Зато этот переход освещен. Только чтобы в него попасть, надо перейти огромную лужу. У входа на сухих участках асфальта расположились торговцы пивом, квасом и прочими, по-видимому, остро необходимыми пассажирам вещами. Настолько необходимыми, что ради них пассажиров не грех потеснить с дороги прямо в грязь.
На 795-м километре, "Восстания", в "Дербышках" и на других платформах со времен, когда на перронах еще продавали билеты, сохранились кассовые павильоны. Теоретически они могли бы защищать пассажиров от дождя, снега и ветра. Но они так загажены, что нормальный человек там укрываться не станет. На редких лавочках в павильонах спят бомжи, а пассажирам в большинстве случаев в ожидании поезда присесть негде - хорошо если на всю длинную платформу найдется хоть одна скамеечка.
А ведь средняя дальность пригородной поездки, по подсчетам железнодорожников, составляет 53,7 км. Значит, пассажир находится в пути довольно длительное время - ему бы тут и передохнуть, и туалетом воспользоваться. Но на пригородных платформах туалета не найдешь. А вот грязь на подступах к некоторым остановкам электричек не просыхает даже в самые жаркие дни, например, и на пути к платформе "Вахитова", и на извилистых тропах, ведущих через густые кусты к платформе "Восстания". В этих кустах, особенно вечером, в темноте, очень страшно. Это же, считай, все условия созданы для грабителей и насильников.
На вопрос, почему так неуютно на пригородных платформах, пресс-секретарь Казанского отделения ГЖД Елена Моисеева сказала, что это следствие плохого финансирования. Мол, пригородные пассажирские перевозки были и остаются убыточными, пассажиры оплачивают их ниже себестоимости, так как услуга считается социально значимой и тарифы на нее регулируются органами местного самоуправления. В результате в Татарстане за проезд по железной дороге на расстояние 10 км пассажир платит всего 7 рублей, тогда как в соседней Марий Эл - 13, а в Чувашии - 16 рублей... Кроме того, реальную себестоимость проезда установить пока трудно - дотируются расходы по пригородным перевозкам пассажиров за счет грузовых перевозок. Вот в перспективе, говорит Моисеева, после создания пригородной компании "Содружество", в которую должны войти РЖД и правительства Татарстана и Удмуртии, финансирование станет более прозрачным, и тогда, проведя расчеты, можно будет аргументированно просить дотацию на пригородные пассажирские перевозки из бюджета.
"Вечерняя Казань" №121 от 7.08.09 |