Сания ГАЛЕЕВА
Рынок наружной рекламы в Казани по сравнению с прошлым годом уменьшился наполовину: падают объемы продаж рекламных площадей и расценки. В итоге местные операторы "наружки" уходят с рынка, в этом году не продлили договоры более 60 компаний. Освободившуюся нишу занимают федеральные игроки, нарастившие долю до 70%.
По словам начальника Управления наружной рекламы и информации исполкома Казани Ирины Дябилкиной, "кризисные явления в наружной рекламе в явном виде начали проявляться в конце ноября - декабре 2009 года". Если в 2008 году заполняемость рекламных конструкций в среднем составляла 80%, то в январе 2009 года произошел обвал рекламного рынка и заполняемость упала до 30%, в феврале падение приостановилось, а в марте начался небольшой рост продаж, в мае заполняемость достигла 67%, затем началось повторное снижение продаж, и в июне этот показатель опустился до 50%. В июле и в августе, в рамках традиционного сезонного спада, ожидается дальнейшее понижение, отмечает чиновник.
По данным Управления, кроме снижения объемов, упали цены продаж на рекламные конструкции. Если средняя цена продаж по 2008 году составляла по рынку наружной рекламы Казани 16 тыс. рублей в месяц за одну сторону щита 3х6 метров, то в 2009 году цена продаж опустилась до 10 тыс. рублей, то есть почти на 40%, констатируют в исполкоме.
В целом доходы городского бюджета от наружной рекламы за первое полугодие этого года сократились на 41% (41 млн. рублей) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отчитались неделю назад руководители финансового блока исполкома. Тем не менее от размещения наружной рекламы в Казани за первое полугодие в бюджет города было перечислено 85 млн. рублей, уточнили вчера на "деловом понедельнике" в мэрии.
Отметим, что совокупный доход бюджета Казани по госпошлине, налоговым и неналоговым платежам от рекламной деятельности за 2008 год составил 276,25 млн. рублей. Объем собираемых в бюджет средств увеличился на 32% по отношению к 2007 году.
Ни рыба ни мясо
Чиновники утверждают, что своим выживанием местный рынок во многом обязан принятым городскими властями антикризисным мерам, а компании - операторы наружной рекламы "в целом" положительно оценили действия муниципалитета по поддержанию отрасли.
В чем же выразилась поддержка местных властей? Администрация разместила на части невыкупленных щитов рекламу социальной направленности. За шесть месяцев этого года на рекламных конструкциях по заказу города было размещено свыше 6000 социальных постеров. Сейчас "социалка" занимает до 30% от общего объема наружной рекламы. Она обошлась городу в сумму 20 млн. 515 тыс. рублей. К слову, в соответствии со ст. 10 "Закона о рекламе" рекламораспространители обязаны размещать социальную рекламу в пределах пяти процентов годового объема распространяемого ими продукта. По словам Ирины Дябилкиной, этот "компромисс интересов города и бизнеса позволил рекламным фирмам не заработать, а остаться на плаву" и сохранить персонал.
Рекламщики за свой счет изготавливали постеры, размещали их, платили с них единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Их избавили лишь от арендной платы за землю. Сами участники рынка отзываются об этой мере как о малоэффективной.
"От налогов нас никто не освобождал. Потому что налогообложению не важно - социальная реклама или коммерческая. Компенсация в итоге получилась очень незначительной", - говорит директор ООО "Сити-Дизайн" Денис Давлетшин.
"Получилось как-то… ни рыба ни мясо, в общем. Альтруистический вариант для нас. Возни много, но мы остались при своих", - прокомментировал директор ООО "ИСИДА-К" Марсель Алеев.
Но даже такая поддержка оказывается не всем, город действует выборочно. Когда проект только запускался, то решили не поддерживать тех, у кого есть задолженности. На данный момент задолженности есть у всех, больше или меньше. По сообщению Управления наружной рекламы и информации, рекламные фирмы имеют просроченную задолженность в размере 14 млн. 259 тыс. рублей. |