16.07.09«Ни одного троечника на выходе!» | Специально созданная комиссия во главе с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым вчера обсудила концепцию региональной образовательной стратегии до 2015 года, впервые представленную новым министром образования и науки Альбертом Гильмутдиновым. Она предполагает, что в школах будут преподавать доктора наук, а школьники будут овладевать «слепым» методом набора на компьютере. Главная интрига заседания, по наблюдению ИРИНЫ БЕГИМБЕТОВОЙ, состояла не в обсуждении, где Татарстану во время кризиса взять деньги на программу, а в том, как ее назвать. Министр образования и науки Татарстана Альберт Гильмутдинов (назначен на эту должность 17 марта), представляя вчера в Казанском кремле концепцию программы, видимо, находился под впечателением от учебы в Сингапуре (министерство иностранных дел и Институт государственной службы Сингапура с 27 июня по 11 июля проводили семинар для 23 руководителей татарстанских министерств и ведомств). Он сообщил, что ключевой идеей программы является фраза «отца» сингапурского «экономического чуда» Ли Куан Ю: «В двадцать первом веке новая линия раздела пройдет между теми, кто обладает знаниями, и теми, у кого их нет». Впрочем, министр тут же продемонстрировал, что ориентируется не только на Восток — презентация была открыта видеороликом команды тогда еще кандидата в президенты США Барака Обамы, которого господин Гильмутдинов затем не раз цитировал. Он рассказал, что республике нужна «новая траектория развития образования», и вновь не удержался от упоминания Сингапура, где насчитывается всего 356 школ и 11 вузов (в Татарстане — 2352 школы и 95 вузов с учетом филиалов), а система образования считается лучшей в мире. Министр сказал, что стандартным методом «финансировать больше» поправить систему образования не удастся: «Большинство реформ образования в мире провалилось, ...проблема не имеет простых решений». В числе нестандартных методов господин Гильмутдинов назвал программу «Наш новый учитель», которую предложено разработать в рамках стратегии. Татарстан, по его словам, «хочет видеть» в новом поколении школьных педагогов молодых кандидатов наук и выпускников-магистров ведущих республиканских вузов. «Мы устроим среди них конкурс, он будет реально большой, и будем отбирать только лучших 15% выпускников университетов»,— сказал министр. И задался вопросом: «А как привлечь сильного талантливого молодого человека в эту профессию?» Суть ответа министра сводилась к тому, что без «финансировать больше» все же не обойтись. «Мы будем предлагать (учителям.—„Ъ“) конкурентоспособную зарплату…, доступное жилье, мы будем просить нашего президента вручать каждому победителю, отобранному по этой программе, личный ноутбук, куда поставим лицензионное программное обеспечение и подгрузим все мировые библиотеки,— излагал методы господин Гильмутдинов.— Мы будем посылать их на стажировку, пусть изучат лучшие школы в мире, мы скажем — через пять лет стань кандидатом наук, а через десять лет будем просить его стать доктором наук. Будем говорить — если у тебя есть лидерские качества, сделай административную карьеру, стань завучем, директором школы, министром в конце концов!» «Старых учителей» (слово «старый» вызвало недовольство члена комиссии — замминистра образования и науки РФ Исаака Калины) господин Гильмутдинов предложил стимулировать другим методом — оценивать их работу с помощью анонимных анкет школьников. А самих школьников — тестировать, начиная с седьмого класса, а также объединять, по советской традиции, в научно-технические кружки и учить «слепому» методу набора на компьютере. «Если мы сэкономим на этом один час в день, то с учетом 337 тыс. активных пользователей экономики республики и средней зарплаты в 14,2 тыс. рублей, годовой эффект от внедрения этой бесплатной технологии составит 7,2 млрд рублей»,— убеждал министр. Лозунгом новой стратегии, по его словам, должен стать слоган «Ни одного троечника на выходе!» Впрочем, заключил министр, «все эти идеи мы еще обсуждаем, а как их реализовывать — вопрос второй». Руководителя аппарата президента Татарстана Юрия Камалтынова вчера насторожили подходы к реализации стратегии, а именно — ее дробление на множество программ и подпрограмм. «Это чисто аппаратный подход, мы утонем в бумагах и отчетах и ничего не сделаем»,— сказал он. Другой критики образовательной стратегии на заседании не прозвучало. Минтимер Шаймиев сообщил, что с программой еще предстоит «определиться» и расписать «по годам шаги». Полноценная презентация стратегии, скорее всего, пройдет в начале 2010 года. Членов комиссии вчера больше занимал другой вопрос, которому они посвятили основную дискуссию, — как назвать новую стратегию. Выбирали из двух значений татарского слова «будущее». После долгого обсуждения проблемы предложенное господином Гильмутдиновым слово «булачак» (будущее) по настоянию господина Шаймиева было заменено словом «килэчэк» (грядущее).
Коммерсант |