09.07.09Салаватов устал делать карьеру | Сегодня в театре им. Мусы Джалиля - концертное исполнение "Мадам Баттерфляй" Джакомо Пуччини. Последней в этом сезоне оперой будет дирижировать Ренат Салаватов, про которого критики говорят, что он входит в звездную плеяду выдающихся дирижеров современности. На пост главного дирижера театра имени Джалиля Рената Салаватова, ученика выдающихся профессоров Ильи Мусина и Константина Симеонова, пригласили шесть лет назад. Любопытно, что именно шесть лет он проработал в свое время главным дирижером Симфонического оркестра Татарстана, столько же - постоянным дирижером Баварской государственной оперы. "Шестилеткой" называет он и свое сотрудничество с Королевской оперой Стокгольма... - Шесть - это, видимо, какое-то магическое для меня число, - говорит Ренат Салаватович. - Больше шести лет я нигде не задерживался. Меньше шести работал только в Мариинском театре. Сознательно хочу нарушить сейчас это "правило шести лет" и обосноваться в Казани. - Но вы ведь сегодня еще и главный дирижер Алма-Атинского оперного театра? - Я написал там заявление о предоставлении мне бессрочного отпуска. Понимаете, устал мотаться туда-сюда. Устал делать карьеру. Хочу сосредоточиться на работе в Казани. Мне, кстати, поступило предложение от ректора Казанской консерватории Рубина Абдуллина начать преподавать на кафедре оперно-симфонического дирижирования. Приму его, скорее всего. - А чем вас привлекает работа в театре имени Мусы Джалиля? - Это уникальный театр, один из сильнейших и авторитетнейших на постсоветском пространстве. Здесь работают по жесткой западной модели: есть постоянные кордебалет, хор, оркестр, а солисты выступают приглашенные. Это дает свои плоды, ведь театр существует для публики. Зритель сам выбирает, кого он будет слушать, а кого нет. И благодаря тому что практически на каждом представлении в Казани выступают высококлассные солисты из разных городов и даже стран, а базовые коллективы театра соответствуют их уровню, интерес со стороны публики - постоянный. - Что вам нравится больше - дирижировать оперой или балетом? - В молодости у меня было презрительное отношение к балетам и приподнято-восторженное - к оперной и симфонической музыке. А теперь я понял, что не так уж и важно, что именно играет под твоим руководством оркестр. Главное - как играет оркестр и получаешь ли ты удовольствие от процесса. Я научился получать удовольствие от музыки. По-моему, одинаково неправы и те дирижеры, которые считают зазорным дирижировать балетами, и те, что рвут страсти в клочья, дирижируя интеллектуальными шедеврами. Правы лишь умные профессионалы, которые умеют находить баланс между чувствами и разумом. - Это приходит с опытом? - К кому-то приходит, к кому-то - нет. Чехов, кажется, говорил, что умный - он всегда учится, а дурак - он всегда учит. Я предпочитаю учиться: на своем опыте, на своих ошибках, на опыте и ошибках своих коллег... В эти дни почему-то часто вспоминаю Мстислава Ростроповича. Мы познакомились с ним в Королевской опере Стокгольма: делили дирижерскую комнату. Он репетировал тогда "Лолиту" - оперу Родиона Щедрина, а я готовил премьеру балета Минкуса "Дон Кихот". Помню, меня поражало, что он, гений, постоянно перед репетициями изучал партитуру, которую знал наизусть, говоря: "Надо освежить!". И я тоже начал "освежать" партитуры: изучаю их и перед репетициями, и в антрактах уже на спектаклях, несмотря на то что знаю все наизусть. Это очень полезно, как выяснилось. Намного лучше потом работается. - Не так давно в Казахстане прошли премьеры балетов "Снежная королева в Астане" и "Алкиссу", где вы выступили не только как дирижер, но и как композитор... - Понимаете, единственные настоящие творцы в мире музыки - это композиторы. Все другие - исполнители их замысла. И вот меня прорвало... Очень помог мой специфический балетный опыт: я ведь не только много дирижировал балетами, я еще и аккомпаниатором балетным работал в Мюнхене - играл "уроки" для Майи Плисецкой... Бывают великие композиторы, которые сочиняют балеты, но им это не удается. А бывают второсортные композиторы - авторы бессмертных балетов: Людвиг Минкус, например. Минкус был для меня неким примером. Сочиняя балеты, я хотел не столько показать свое композиторское мастерство, сколько сам танец, чтобы это был праздник классического танца. Так и случилось. - Ренат Салаватович, как близкие люди отреагировали на ваше решение обосноваться в Казани? - В целом - положительно. Одна из дочерей, пианистка, даже решила продолжить обучение в Казанской консерватории у знаменитого педагога Эльфии Бурнашевой. Другая дочь живет сейчас в Стокгольме, у нее уже двое детей. Сын живет и работает в Мюнхене. А жена пока в Казань приехать не может. У нас дом под Стокгольмом, две собаки там и три кошки... Вечерняя Казань, Айсылу КАДЫРОВА |