17.06.09Танец с крокодилом | Даша КАРИМОВА
В КРК "Пирамида" состоялся концерт "звезд" бразильских ритмов - басиста Серджио Брандао, перкуссиониста Кафе да Сильвы и легендарного барабанщика Селсо Алберти, а также знаменитого джазового пианиста и композитора Андрея Кондакова.
Андрей Кондаков вышел на сцену в синей рубашке с нарисованными волнами. Эти волны, казалось, и стали всем тем, чем оказалось первое отделение. Черно-белые волны клавиш, волны звука и голоса. Чаще - спокойные, завораживающие, отступающие тихими звуками перкуссий. Чуть реже - волны практически штормовые: Кондаков привстает, прижимая струны рояля, изменяя звук, барабаня по клавишам, Селсо Алберти, зажмурившись, кромсает палочками ударную установку, Серджио Брандао рвет струны своей бас-гитары, а Кафе да Сильва всем своим телом выдает ритм, пританцовывая, ладонями яростно выбивая из барабанов звук.
Кондаков и Кафе на сцене, словно какой-нибудь простейший инь и ян. За ян - Кондаков: светлое, небесное, мужское, рациональное; за инь - Кафе: черное, приземленное, внутреннее, инстинктивное. Они то и дело ведут престранный диалог: Кондаков по полочкам раскладывает звуки, легкими движениями пальцев создает мелодию, его перебивает да Сильва, врезаясь в мелодию жесткими ритмами, притопывая атласными ботинками и подпевая своей импровизации. И все это вместе оказывается абсолютно гармоничным, единым потоком музыки и чувств, первоклассным образцом джазового исполнения, в котором музыканты передают слушателю прежде всего эмоции и ощущения, а не стремятся поразить техническим мастерством (к которому, в данном случае, не придерешься).
Все композиции - собственного сочинения. В первом отделении никаких стандартов. "Танец с крокодилом", "Слепой дождь" Кондакова, парочка новых композиций, пока еще без названий, видимо, из того самого альбома, что, по словам Андрея, значится в планах музыкантов.
Изобразить они, конечно, могут что угодно. Но куда интереснее смотреть на всем понятные, абсолютно естественные мимику и жесты. Во втором отделении - волны превращаются в стихийный, практически апокалиптический солнечный шторм. Музыканты обливаются потом, зажмуриваются, прищуриваются, приподнимают брови, улыбаются, пожимают плечами, закусывают губы, подмигивают. Радость, удивление, удовольствие, насмешка, игра - наслаждение музыкой. Живой, эмоциональной, яркой, как одна из прозвучавших, знаменитая босса-нова Антонио Карлоса Жобима "Панама".
Последние три года, шутят джазмены, самыми значимыми музыкантами для них являются те, что сейчас сидят рядом. И хотя они встретились почти десять лет назад, именно сейчас этот проект особенно важен для них. "Это не просто разовый продукт, который можно привезти в города нашей страны и на этом все завершить. Мы пытаемся этот проект развить", - говорит Андрей Кондаков. В настоящее время музыканты вместе дают концерты в США, России и Украине.
И каждый концерт, если судить лишь по казанскому, завершившемуся двумя выходами на бис, служит еще одним доказательством словам Кафе да Сильвы о том, что "бразильская музыка имеет свое особое место и ничто рядом с ней не стоит". Точно так же, наверное, как никто не подходит близко к крокодилу. А если и подходит, набравшись смелости, то получает, если верить музыке, как минимум, незабываемый танец.
"Время и деньги" №108 от 17.06.09 |