27.05.09Джазовый нестандарт | Даша КАРИМОВА
На сцене Молодежного центра трио смотрелось почти кинематографично: абсолютно непривычный для джазового коллектива набор инструментов - тромбон, рояль и саксофон - в руках удивительно не гармонирующих внешне, но абсолютно совпадающих в музыке молодых французских музыкантов.
Светящиеся бликами саксофон и тромбон, летающие по клавишам пальцы, отбивающие такт лакированные ботинки. Единственный музыкант трио - уже известный в России по участию в конкурсах и сольному турне в марте 2008 года пианист Поль Лэй - время от времени даже привстает, словно бы под напором музыки, вырывающейся изнутри.
Музыка, конечно, тоже больше для кино, чем для концертного зала (Поль, кстати, писал саундтреки для двух фильмов - дипломных работ своих друзей - выпускников Высшей школы кинематографии в Париже). Она настолько красива и спокойна, что, за неимением соответствующего видеоряда, хочется просто закрыть глаза. Никаких сумасшедших джазовых ритмов. Здесь они гораздо мягче - словно дети пастелью рисуют картины ценителя джаза Хельмута Цвергера.
Начинала же концерт казанская группа "Maybe Ja's", которая как раз рисовала, словно Цвергер, красками чистых цветов ритмичный джаз, замешанный то на французском шансоне, то на кельтских мотивах, то еще Бог весть на чем. Без них, без вокалистки Евгении Еремеевой и еще пятерых казанских музыкантов, концерт не кончился бы так, как должен был кончиться - сумасшедшим музыкальным взрывом, высвобождающим огромное количество энергии. Их финальная композиция-импровизация, сыгранная вместе с французским трио, заставила зал встать и удивленно аплодировать.
И вспомнить, что, несмотря на то, что джаз зародился вовсе не во Франции, а пришел с другой стороны Атлантики, к концу войны Париж был назван второй столицей джаза после Нью-Йорка. И до настоящего времени французский джаз - штука совершенно особенная. Потому что он проникает практически во все остальные музыкальные стили.
А еще этот концерт станет, возможно, поводом для размышлений. Потому как, если многие наши музыканты, тем более молодые, упираются в одну-единственную проблему - деньги, то французы говорят о том, что даже экономический кризис их не задел, поскольку правительство Франции поддерживает молодые таланты. Организация "Culture France" устраивает для юных музыкантов гастроли, помогает участвовать в международных конкурсах и фестивалях.
Так что даже у неизвестного трио, нарушившего все нормы и традиции формирования джаз-банда, есть шанс стать знаменитым за пределами родного Парижа.
"Время и деньги" №94 от 27.05.09 |