22.05.09Предполетная подготовка | Юлия ГАРАЕВА
КАПО им. Горбунова готовится запустить серийное производство Ту-334 и поставить шесть самолетов управлению делами президента РФ, сообщило вчера правительство Татарстана. Однако в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) вчера выразили сомнение, что управление действительно остановит выбор на Ту-334, а не его конкурентах — Ан-148 или Superjet. По мнению экспертов, шансы самолета может увеличить вхождение КАПО в ОАК, которое планируется нынешним летом.
КАПО им. Горбунова приступает к составлению графика производства самолетов Ту-334, говорится в опубликованном вчера официальном сообщении правительства Татарстана. «На КАПО имени Горбунова планируется осуществить подготовку производства шести литерных самолетов Ту-334 в целях выполнения производственной программы обновления воздушного парка России конкурентоспособными отечественными самолетами и выполнения заказа управления делами президента Российской Федерации»,— отмечается в пресс-релизе со ссылкой на заявление директора дирекции программ гражданской авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Андрея Пухова. По словам первого вице-премьера Татарстана Бориса Павлова, приведенным в сообщении, «в настоящее время остро стоит вопрос организации серийного производства» ТУ-334 «для государственных нужд». Господин Павлов сообщил, что республикой разработан инвестиционный проект «Оснащение авиакомпаний России ближнемагистральными самолетами Ту-334». Связаться с первым вице-премьером Татарстана для уточнения деталей проекта „Ъ“ вчера не удалось — господин Павлов находился в Москве на совещании Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ по формированию производственной программы КАПО. Руководитель аппарата генерального директора КАПО Ольга Тронина вчера подтвердила „Ъ“, что на предприятии идет подготовка к производству Ту-334. «Мы очень напряженно работаем в этом направлении. В будущем мы рассчитываем производить Ту-334 серийно»,— сказала она.
l Ту-334 — ближнемагистральный пассажирский самолет на 102 места, дальность полета — до 3150 км. Работа над созданием Ту-334 была начата на КАПО более 15 лет назад, к настоящему моменту самолет прошел сертификацию. В 2007 году Министерство промышленности и торговли Татарстана сообщало, что КАПО в 2007-2009 годах планировало выпустить восемь самолетов Ту-334.
Между тем еще в марте запуск серийного производства Ту-334 находился под вопросом, поскольку спрос на машину, по словам главы ОАК Алексея Федорова, не подтверждался. «По самолету Ту-334 нет ни одного „твердого“ заказа, а существующие „мягкие“ заказы оказались неподтвержденными»,— говорил господин Федоров (см. „Ъ“ от 1 апреля). В то же время он отмечал, что по другим самолетам подобной размерности — Superjet 100 (производитель — ОАО «Компания „Сухой“») и Ан-148 (ОКБ им. О.К. Антонова) — у ОАК имеется портфель подтвержденных заказов. Министр промышленности и торговли России Виктор Христенко тогда заявил журналистам, что «обеспечение контрактами КАПО» — это не задача государства, а «госзаказ должен опираться на практику нормальной эксплуатации в стандартных пассажирских условиях». Правда, на закрытом совещании, прошедшем на КАПО 31 марта, предприятию, по данным источника „Ъ“, все же был обещан госзаказ. «Ту-334 нужен для государственных нужд. На снабжении ВВС России сегодня находится около 200 Ту-134, которые должны быть выведены из эксплуатации. Им на замену должен прийти более современный лайнер. Мы не можем использовать для нужд Минобороны самолеты иностранного производства, и даже Superjet 100 на 95% укомплектован оборудованием западного производства»,— сказал тогда „Ъ“ главный конструктор ОАО «Туполев» Игорь Калыгин. Серийный запуск Ту-334, как ранее заявлял господин Федоров, потребует инвестиций в размере восьми млрд руб.
Вчера господин Калыгин сообщил „Ъ“, что намерение поставить шесть Ту-334 управлению делами президента РФ было озвучено еще на совещании в марте. «Но окончательного решения от первого лица государства пока нет»,— сказал господин Калыгин, отметив, что, скорее всего, оно станет известно 30 июня. Директор департамента корпоративных коммуникаций ОАК Константин Лантратов подтвердил „Ъ“, что управление делами президента РФ действительно нуждается в шести самолетах, однако подчеркнул, что «пока неизвестно, будет это Ту-334, Ан-148 или Superjet». «Первого мая мы представили в управление всю информацию о самолетах, но какой из них выбрать, они как заказчики будут решать сами, ОАК — лишь исполнитель»,— уточнил господин Лантратов.
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что «шансы у Ту-334 есть», потому что самолет «уже, что называется, может быть запущен в серию». «Кроме того, у него хорошие летные и эксплуатационные характеристики»,— отметил аналитик. По мнению эксперта, федеральный центр до сих пор не развивал Ту-334, потому что КАПО пока не входит в состав ОАК. Между тем вхождение планируется уже нынешним летом. «ОАК развивал два других проекта — SSJ-100 и Ан-148, а Ту-334 был для них конкурентом»,— пояснил господин Баранов. Однако с включением КАПО в ОАК корпорация, скорее всего, будет искать для каждого самолета свою нишу.
"Коммерсант. Волга-Урал" №90 от 22.05.09 |