21.05.09Дороги к городскому сюжету |
"Это наш ответ на жалкие попытки реорганизовать то, что нам дано миллионы лет назад, - говорит Дамир Халифович. - Ведь как здорово, когда в миллионном городе люди могут свободно выйти на берег - хорошо обустроенный, но приспособленный именно для рекреации, а не для проживания "на первой линии" (в противном случае Казанка станет похожей на Темзу или Яузу, пятьдесят метров шириной)… Ладно, правый берег будет урбанистическим, но левый-то надо сберечь прежде всего с точки зрения сохранения уникальной акватории, водотока самой Казанки, регенерации воды. Ситуация сложна, но не безнадежна, мы еще не все, по примеру правого берега, завалили мусором, песком. Мы за то, чтобы левый берег Казанки и берега Кабанов прорабатывались максимально тщательно, в том числе и с точки зрения истории проживающих здесь народов. Эта общая территория должна стать отражением российской национальной идеи".
Согласно этой концепции, набережные Казанки представляют непрерывную цепочку сюжетов, реализующих природный и тонкий смысловой потенциал акватории. В общих чертах это возможно так.
Первый сюжет, "розовый, обласканный солнцем". Набережная "Адмиралтейская" (район Речного техникума). Казанский этап становления российского флота. Высшая офицерская цифирная школа, первые капитаны-командоры и адмиралы, мастерство татарских плотников, Андреевский флаг, ботфорты, "голландки", дух петровского времени. Скульптурные композиции на тему первых кораблей Адмиралтейства - это возможность почувствовать величественную красоту парусников XVII-XVIII веков.
Второй, "изысканный голубой топаз". Набережная "Дружбы народов" (от адмиралтейского моста до ГИМСа) - отражение принципов толерантности и федерализма в России. Памятник Екатерине II предваряет 34 ротонды Ассамблеи народов Татарстана, майдан, ресторанный дворик национальных кухонь.
Третий, "горный хрусталь и светло-розовый аметист". Набережная "Федерация" (до цирка) представляет символы России, обозначающие содружество государств, прочность отношений, преемственность традиций и консолидацию интересов. Россия как государство, объединившее разные нации под одним гербом-крылом.
Четвертый, "цвет слоновой кости и песчаника, цвет Востока, пристрастного к коврам". Набережная "Президентская" простыми и лаконичными причалом, площадкой приема, штандартом отражает последовательную позицию равного члена Федерации, имеющего региональную власть в лице избранного народом президента.
Пятый, "сказочный оттенок бледного нефрита и освежающий - мяты". Парк "Алтай-юрт". Он должен был разместиться на месте строящегося ныне, несмотря на протесты Росохранкультуры, здания Минсельхоза РТ. Предложение о создании парка поступило от Республики Алтай в ответ на установку в этом регионе памятного знака Татарстана. Что ж, если не удалось сберечь охраняемую от любой застройки территорию, предлагается включить минсельхозовское здание в парковый комплекс - ландшафтный водоем, памятные каменные стелы, композиция "Знак Хартии Земли" (верхний рисунок), витражи, декоративное ограждение со стороны Кремля, 400 алтайских эндемических растений (кедров, елей и так далее).
Шестой, "гамма цветовых решений сказочных Самарканда, Исфахана, Багдада и Стамбула". Набережная "Легенд и философии Востока" (до НКЦ "Казань", который должен стать узлом пересечения сюжетов). Темы Корана, восточного понимания красоты, восточной поэтической и философской традиций в семи садах и восьми воротах рая. Символические ворота души, дворцы сознания, сады философии, выполненные в традициях восточных школ архитектуры. Нелепый "поселок нефтяников" закрывается подсвечиваемым узорчатым витражом на темы восточных легенд.
Седьмой, "много стекла и "металлик" на фоне неба и воды". Выполненный развитием сквера Фукса в духе сказок Шахерезады амфитеатр на воде "1000 и одна ночь" для проведения фестивалей, концертов, массовых мероприятий (рисунок внизу).
Восьмой, "цвет свежих ростков и мягкий оттенок папоротника". Набережная "Хан-Бике" ("Купеческая") - от Водолазной школы до "Миллениума" - воссоздает летний отдых горожан XIX века. |